08.04.2005

Косметические товары в аптеках (розница)



По данным ЦМИ «Фармэксперт», рынок косметических средств и продуктов гигиены, продаваемых через аптеки, составляет 100-120 млн долларов в ценах поставок в аптечные учреждения, сообщает информационно-аналитический вестник «Косметический рынок Сегодня». Спрос на косметические товары имеет высокий потенциал – об этом говорят результаты опроса потребителей, проведенного ЦМИ «Фармэксперт» совместно со справочной службой ААУ «Союзфарма» в Москве. Результаты показали, что 42% клиентов аптек хотят видеть на прилавках среди прочих нефармацевтических продуктов лечебную косметику. 44% покупателей наряду с лекарствами приобретают в аптеках косметические товары. Основной целевой аудиторией для производителей косметики традиционно остаются женщины (53% представительниц женского пола покупают данную продукцию в аптеках), хотя с маркетинговым развитием направления косметических товаров для мужчин эта часть населения стала более активна в совершении покупок косметических средств.

Наибольшую группу по объему продаж в денежном выражении составляют препараты для ухода за лицом — 38% в общем объеме продаж косметики, далее следуют средства для ухода за телом – 19%, для ухода за волосами и кожей головы – 14%, для ухода за полостью рта и зубами – 12%. Все перечисленные группы сильно дифференцированы по цене, т. е. в них представлены как достаточно дешевые товары массового спроса, так и дорогая, чаще всего лечебная, косметика.

Во всех рассматриваемых группах, кроме средств по уходу за полостью рта, по размеру рыночной доли лидирует марка VICHY. В целом товары этой торговой марки занимают треть всех продаж косметической продукции в аптеках в стоимостном выражении. В группе средств по уходу за полостью рта и зубами первое место уверенно заняли лечебные пасты серии LACALUT (компании Arcam). В аптеках преобладает импортная продукция, которая составляет не менее 86%. Товары стоимостью более 5 долларов обеспечивают 54% объема продаж косметики, но лишь 8% — в натуральных продажах, в то время как 83% в натуральном и 31% в стоимостном объеме занимает продукция, которая стоит менее 2 долларов. Средняя цена за упаковку импортного товара при поставке в розничную сеть составляет 3,5 доллара, тогда как за упаковку отечественной продукции – 0,7 доллара. Результаты проведенного опроса показали, что 40% покупателей аптек предпочитают иностранную косметику, 28% — российскую, 32% — и ту и другую. Концентрация зарубежных производителей достаточно высока — 50% всех продаж косметики в аптеках обеспечивают 5 иностранных торговых марок, в число которых, помимо VICHY и LACALUT, входят Lierac, Nivea, Galenic.

В структуре продаж в разрезе «зарубежная/отечественная продукция» в натуральном выражении доли импортной и российской косметики практически равны (с незначительным перевесом в сторону импорта).

Отечественные товары сильны в низких ценовых сегментах, и прежде всего в таких категориях, как детские кремы, средства по уходу за полостью рта, где они представлены зубными пастами и бальзамами. Характерно, что на российскую продукцию наценка на 5-15% выше, чем на импортную. Например, средняя наценка на товары концерна «Калина» (36,5%) является самой низкой среди отечественных производителей, в то время как такая же наценка на марку Nivea является самой высокой в разряде иностранных компаний.

По мнению специалистов «Фармэксперта», рост продаж косметики в аптеках до 2007 года сохранится на уровне 25-30% в год. Они прогнозируют появление новых продуктов и производителей, чьи рекламные кампании будут все более направляться на привлечение потребителей в аптеки. Одновременно с этим произойдет укрепление позиций иностранных поставщиков.

Информационное агентство cosmopress.com