08.04.2005

Прожектор перестройки для Mercedes



АНДРЕЙ ДЕРНЯТИН

Общее собрание акционеров германо-американского концерна DaimlerChrysler, на котором присутствовало около 8 тыс. акционеров, стало большим испытанием для главы концерна Юргена Шремппа, членов правления и наблюдательного совета. Тон собранию задавали жесткая критика и резкие слова в адрес топ-менеджеров концерна - их обвиняют в стратегических ошибках и большой любви к риторике.
Выпад одного из акционеров в адрес Шремппа - "Для того чтобы вызвать наконец-то аплодисменты акционеров, вам достаточно произнести одну фразу: "Я ухожу в отставку"" - вызвал овацию.
Критика мелких акционеров уже вошла в традицию, но сейчас несколько инвестиционных фондов выразили свое негативное отношение к положению дел в компании. "Терпение акционеров лопнуло",- заявил Клаус Кальдеморген, глава DWS, дочерней компании Deutsche Bank. Этому финансовому институту принадлежит пакет акций в 10,4% активов компании.
Основной причиной прозвучавшей в зале критики стала проблема падения качества "локомотива" DaimlerChrysler - марки Mercedes-Benz. Проблема падения качества ставит под удар как финансовые показатели, так и имидж марки, позиционируемой как марка класса люкс. "Тот, кто предлагает продукцию класса люкс, обязан предлагать и качество класса люкс",- прокомментировал фондовый менеджер Томас Майер из Union Investment. Последней каплей стал отзыв около 1,3 млн автомобилей Mercedes-Benz - крупнейший в истории компании. В прошлом году уровень продаж автомобилей со звездой на капоте снизился на 2% на фоне роста объема продаж главного конкурента марки - BMW, сумевшего за аналогичный период увеличить объем продаж на 10%.
На собрании акционеров звучали требования решить проблему Smart - убытки этого подразделения уже который год тянут вниз финансовые показатели всего концерна.
Акционеры, в том числе DWS, потребовали "прекратить этот ужас".
Глава концерна Юрген Шремпп реагировал на упреки подчеркнуто спокойно. Он согласился с тем, что проблема Smart требует незамедлительного решения. Компания предлагает ограничить модельный ряд Smart и отказаться от выпуска четырехдверной версии машины. Шремпп пообещал, что первые два квартала 2005-го финансового года будут достаточно тяжелыми, однако уже в 2006-2007-м финансовых годах прогнозируется увеличение прибыли концерна. Уже к концу года качество Mercedes-Benz будет на должном уровне. Он похвалил также и новые модели автомобилей, удостоенные множества наград.
Акционеры пока не очень верят руководству компании. Критике подверглось и произошедшее в 1998 году слияние германского концерна с американским концерном Chrysler. Например, Томас Майер из Union-Invest высказал мнение, что изменение структуры концерна не принесло никаких преимуществ акционерам. Грустную ноту к выступлениям добавила прощальная речь главы подразделения Mercedes Car Group (марки Mercedes-Benz, Smart, Maybach) Юргена Хубберта. Новым Mr. Mercedes назначен Экард Кордес, считающийся фаворитом Шремппа.
Не очень хорошо идут дела у DaimlerChrysler и в России. И это несмотря на растущие объемы. Так, продажи американских автомобилей марок Chrysler и Jeep в первом квартале выросли в 2,5 раза и достигли 390 автомобилей. Чуть меньше - на 18% - выросли продажи Mercedes-Benz, до 853 машин (включая легковые автомобили и внедорожники). Правда, основные конкуренты марки - BMW и Audi увеличили продажи еще сильнее, и среди "большой тройки" немецких люксовых брэндов Mercedes оказался на третьем месте. Это связано с тем, что поколение самой популярной модели S-класса готовится к обновлению (в сентябре на автосалоне во Франкфурте будет представлена новая машина) и продажи этих автомобилей резко упали.


Деловая газета "Бизнес"