11.04.2005

Азиаты против "Газели". Китайская грамота для российских дорог



РОМАН ГУЛЯЕВ

Как стало известно "Бизнесу", в этом году в России начнутся продажи китайских грузовиков марки First Automotive Works (FAW). Импортируемые грузовики будут продаваться через две независимые друг от друга дилерские сети, а к концу года начнется сборка двух моделей на АМО "ЗИЛ". При этом импортные грузовики будут стоить столько же, сколько и собранные в России.
Как уже писал "Бизнес", АМО "ЗИЛ" намерено собирать на своих мощностях грузовики FAW. ЗИЛ и FAW подписали протокол о сотрудничестве, который предполагает адаптацию ряда производимых FAW моделей грузовиков и автобусов для российского рынка. Сейчас специалисты предприятий на паритетной основе ведут доработку машин для отечественного рынка. ЗИЛ будет собирать две модели FAW грузоподъемностью 1,75 т и 2,5 т, а также две модели автобусов.
"До чего дошел отечественный автопром - собирает китайские автомобили,- сокрушается руководитель пресс-службы ГАЗа Олег Гамов.- В ближайшее время китайское нашествие на рынок ничего не изменит: автомобили идут малыми объемами, они недостаточно адаптированы к российским условиям, отсутствует сервисная сеть". По словам Гамова, серьезной силой на рынке продукция китайского автопрома может стать в 2006 году.
Для изучения спроса ЗИЛ к осени планирует ввезти из Китая первую партию грузовиков. В то же время компания "Ирито", которая является официальным импортером китайских автомобилей Xinkai и Great Wall (кстати, в Москве она является одним из дилеров ГАЗа), объявила о том, что в июне на российском рынке появится сразу пять моделей грузовиков FAW. Речь идет об автомобилях грузоподъемностью от 0,75 т до 3 т по цене от $7 тыс. до $13,7 тыс. Фактически автомобили идут в той же ценовой категории, что и "Газель".
При этом в активе FAW есть небольшой грузовик (0,75 т) со звучным названием First Auto 1, который может въезжать без пропуска в пределы Третьего кольца, стоимостью в $6975. В то же время его отечественные потенциальные конкуренты - ИЖ-2717 и ВИС-2345 стоят $4600 и $5700 соответственно. Технические характеристики First Auto 1, мягко говоря, не впечатляют - автомобиль оснащается карбюраторным бензиновым двигателем (правда, в "Ирито" утверждают, что он соответствует нормам "Евро-2") мощностью 38 л. с. с крутящим моментом лишь 60 Нм. Существует также развозной фургон грузоподъемностью 750 кг, который предлагается за $8 тыс. с литровым карбюраторным двигателем мощностью 52 л. с. Впрочем, по мнению директора по маркетингу торгового дома ЗИЛ Виктора Новоченко, это новый сегмент рынка. "Обычно для таких перевозок использовались так называемые "каблуки", но этот автомобиль создан на грузовой платформе, а не на базе легкового автомобиля. Машина может быть интересна для доставки в центр, куда запрещен въезд "Газелям", объемных, но не тяжелых грузов, к примеру бытовой техники",- считает Новоченко.
В то же время в "Ирито" "Бизнесу" не смогли назвать стоимость обслуживания автомобилей китайского производства и межсервисный пробег: то есть прогнозировать стоимость владения FAW и сопоставлять ее с "одноклассниками" пока не представляется возможным.
Грузовики FAW, собранные в России, по цене не будут отличаться от импортируемых аналогов. По словам Новоченко, цена автомобиля определяется рынком, и если покупатель готов платить за машину, то снижать цену было бы неправильно. Емкость рынка китайских автомобилей Новоченко оценивает в 5-7 тыс. машин в год: это составляет около 10% от производства ГАЗом модели ГАЗ-3302 ("Газель" с кузовом и тентованным верхом). В то же время, по мнению Новоченко, "Газель" начинает терять рынок, в частности в пользу китайских автомобилей и других иномарок. "Мы не боимся конкуренции с иностранцами, в том числе и с китайцами: мы не стоим на месте и постоянно работаем над качеством своей продукции",- утверждает Олег Гамов.
По словам одного из участников рынка, ситуация на рынке малотоннажников и микроавтобусов складывается не лучшим образом для ГАЗа: ""Газель" активно выжимается с рынка, в том числе и заявлениями некоторых чиновников. Но вместо "Газели" предприниматели покупают ту продукцию, что находится в той же ценовой категории. А это либо новый китайский автомобиль, либо подержанный из Европы".

Деловая газета "Бизнес"