11.04.2005

ЦУМ привлек на работу "ритейлового революционера"



ПЕТР МИРОНЕНКО

Группа Mercury, владеющая московским ЦУМом, планирует создать крупнейший в России магазин формата department store. В этом стремлении хозяевам ЦУМа поможет "ритейловый революционер" Витторио Радиче. Как стало известно "Бизнесу", в ближайшие дни будет объявлено о назначении Радиче, бывшего директора по розничным операциям Marks & Spencer и главы сети универмагов Selfridges, на должность руководителя ЦУМа.
О том, что Витторио Радиче в ближайшее время возглавит ЦУМ, сообщила на прошлой неделе газета International Herald Tribune. "Москва - единственное место в Европе, в котором еще чувствуется дух будущего",- заявил Радиче в интервью изданию. Источник "Бизнеса", близкий к Mercury, уточнил, что переговоры с Радиче шли последние полгода и сейчас они завершились. Менеджер по связям с общественностью Mercury Яна Стеблева подтвердила "Бизнесу" факт соглашения, добавив, что о назначении Радиче группа официально объявит "в ближайшее время". От дальнейших комментариев Стеблева отказалась, а связаться с самим Витторио Радиче "Бизнесу" не удалось.
Одно уже ясно: Радиче станет самым высокооплачиваемым сотрудником российского ритейла. По мнению старшего партнера компании Ward Howell Георгия Абдушелишвили, итальянец обойдется Mercury в сумму, не меньшую, чем он зарабатывал в Marks & Spencer, то есть около $800 тыс. в год. Тогда как, по данным источника "Бизнеса" в одной из розничных сетей, никто из западных специалистов, работающих в России, не получает больше $200 тыс. в год. "В розничной торговле не очень высокие ставки",- соглашается Георгий Абдушелишвили.
На Западе Витторио Радиче называют "розничным гигантом" и "гением инновации в ритейле". Он пользуется репутацией менеджера, способного в сжатые сроки "поднять" марку. Самое известное высказывание Радиче: "Шоппинг - это развлечения и ничего более. Даже если вы покупаете туалетную бумагу, вы выбираете розовую с одной стороны и желтую с другой только потому, что вы хотите развлечься". Известность пришла к Радиче, когда он возглавил некогда престижный лондонский универмаг Selfridges, который в середине 1990-х растерял покупателей и приносил владельцам $13 млн убытков ежегодно. За семь лет Радиче удалось не только вывести Selfridges в прибыль, но и расширить сеть от одного магазина до пяти. Причем добился он этого с помощью нетривиальных маркетинговых ходов: от показов в магазинах индийских кинофильмов до фестиваля "Сумасшествие тела", во время которого 600 обнаженных людей целый день катались вверх-вниз по эскалаторам центрального универмага на лондонской Оксфорд-стрит. Главной целью Радиче было переориентировать аудиторию сети со стареющего среднего класса на молодой upper-middle, что ему блестяще удалось. Сейчас центральный Selfridges воспринимается как самый современный торговый центр Лондона, а магазин в Бирмингеме журнал Economist называет "образцом магазина XXI века".
В 2003 году Витторио Радиче за $2,2 млн выкупила у Selfridges сеть Marks & Spencer, в которой итальянец сначала заведовал направлением товаров для дома, а потом и всеми розничными операциями. В M&S Радиче реализовал свою концепцию lifestore (магазина "живого пространства"), в котором площади разделены не по товарным категориям или торговым маркам, а по "зонам жизненной активности" - отделам с названиями вроде "Празднуй" или "Играй". Для пущей экстравагантности Радиче разместил в самой консервативной сети универмагов Великобритании салоны пирсинга. Однако в M&S его концепция протянула не больше года: после смены топ-менджмента Витторио Радиче покинул M&S. Тем не менее концепция lifestore до сих пор остается самой обсуждаемой в ритейловом сообществе.
Российские эксперты называют переход Радиче в ЦУМ знаковым событием. "Сам факт приглашения такого известного специалиста добавляет Mercury очков",- говорит управляющий директор Российского союза торговых центров Олег Войцеховский. В Mercury пока не уточняют, чем конкретно будет заниматься Витторио Радиче. Но эксперты уверены, что его главной задачей станет реформирование универмага. "Если у Радиче получится, у ЦУМа есть шансы стать чем-то вроде московского Harrods",- считает директор маркетингового агентства Advinter Ян Шайер.
Международный директор "Русской торговой группы" (держатель франшизы сетей BhS и C&A в России) Марина Волощук предполагает, что Радиче может создать в ЦУМе нечто вроде парижского Galeries Lafayette - торговый центр на большом открытом пространстве. С ней соглашается и Ян Шайер: "ЦУМу надо привлекать тех людей, которые ездят закупаться на Запад в Galeries Lafayette и в Harrods". Если Радиче удастся повторить в ЦУМе эксперименты, начатые в M&S, он сможет привлечь самую перспективную на сегодня аудиторию - "молодых профессионалов", сформировавшуюся в 1990-е, считает Шайер. Эксперт добавляет, что сейчас в Москве вообще нет department store большого размера - этот формат представлен только средними по площади финским Stockmann и турецким Boyner.

Деловая газета "Бизнес"