12.04.2005

Газом по бензину. "Газпром" намерен развивать сеть газовых заправок



АННА ФИРСОВА

Пропан-бутан "Газпром" создает отдельную "дочку", которая объединит все принадлежащие концерну газовые автозаправочные станции. Правда, чтобы этот сектор бизнеса приобрел для компании определенный вес, количество реализуемого автомобилистам газа нужно увеличить раз в двадцать. Тогда газовое топливо сможет составить конкуренцию постоянно дорожающему бензину.
Дочернее предприятие "Газпрома" объединит все имеющиеся сегодня на балансе дочерних компаний автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) и займется реализацией газомоторного топлива на всей территории страны. Об этих планах монополиста заявил член правления "Газпрома", начальник департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Богдан Будзуляк на совместном заседании комиссий правительства и Российского газового общества. Формирование отдельной компании ведется в рамках второго этапа реформы "Газпрома" и, по мнению его руководства, "позволит значительно оптимизировать данный вид бизнеса".
Отдельная структура, как ожидают в "Газпроме", поможет в первую очередь самой компании упорядочить заправочный бизнес. "Сейчас каждая заправка работает самостоятельно, их объединение сделает более прозрачным затраты на ведение бизнеса",- пояснили "Бизнесу" в пресс-службе компании. Правда, сроки окончания преобразований теряются в газовой дымке. В "Газпроме" не смогли даже сказать, будет ли создана "дочка" до конца года. Причем заправочная компания - лишь одна из восьми целевых структур, о выделении которых совет директоров заявил в начале марта.
"Газпром" несколько лет старался расширить заправочный рынок, но без особого успеха, отмечает аналитик ИК "Антанта Капитал" Александр Блохин. Рост использования газа в качестве моторного топлива, которое не так жестко регулируется тарифами, выгоден компании. Для того чтобы стимулировать автовладельцев переходить с бензина на газ, было даже принято специальное постановление правительства. Оно фиксировало предельную цену сжатого газа для автомобилей на уровне 50% от стоимости самого дешевого бензина - Аи-80. Документ был подписан еще в 1993 году, но цели достиг только частично. Потребление газомоторного топлива растет, по данным "Газпрома", довольно динамично, на 14-20% в год. Однако все 150 млн кубов сжатого газа, проданные на заправках в прошлом году,- капля в бизнесе монополиста. "Значимым рынком для "Газпрома" стала бы реализация минимум 3 млрд кубов сжатого газа, то есть 1% от оборота компании на внутреннем рынке",- говорит Блохин. Для этого в первую очередь нужно увеличивать количество заправок. Порой только недоступность заправочных станций удерживает автовладельцев от перехода на газ.
На 60 регионов страны их сейчас 212 штук, из них "Газпрому" принадлежат 185. Обустройство новых станций имеет смысл только в крупных промышленных центрах, где можно ожидать роста объемов продаж,- Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и на магистральных трассах. "Газпрому", очевидно, выгоднее заключить договоры с нефтяными ВИНКами на оборудование их АЗС автоматами для заправки газом, чем строить собственные станции. При этом стоимость переоборудования транспорта на "газовое питание" должна окупаться максимум за полтора года, иначе никто не станет с этим связываться.
Впрочем, эти вопросы еще даже не рассматриваются. В "Газпроме" реорганизация остается пока скорее юридической. "Мы пока не просчитывали, насколько в результате может быть расширено присутствие в регионах",- признались "Бизнесу" в компании. При таких ценах на нефть и возможностях нефтяного лобби газовый заправочный рынок остается очень узким, считает руководитель аналитического отдела ИК "Совлинк" Майкл Бобошко. Впрочем, все зависит от отношений компании с региональными властями. Если удастся заручиться их поддержкой в переводе на газ, например, городского транспорта и развить сеть специализированных заправок, у "Газпрома" есть шанс перетянуть на свою сторону "бензиновых фанатов".

Деловая газета "Бизнес"