12.04.2005

Простор для "Черемушек"



ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА

Как стало известно "Бизнесу", крупный производитель кондитерских изделий "Черемушки" собирается перепрофилировать приобретенный компанией московский комбинат "Простор". К концу 2007 года мощности "Простора" по производству хлеба достигнут 200 тыс. тонн в сутки. Участники рынка считают этот показатель "огромным", а планы компании "слишком смелыми".
"Крупные западные компании, такие как Nestle и Kraft Foods, пришли на кондитерский рынок, но на рынке мучнисто-кондитерских изделий западных холдингов пока нет. Мы решили сделать наши брэнды национальными",- говорит гендиректор "Черемушек" Рустам Атаходжаев.
Производственные площади "Простора" превышают 30 тыс. кв. м., это крупнейшая фабрика в России. "Черемушки" приобрели "Простор" в середине 2004 года, и сейчас компания определилась со своими планами. Как рассказала "Бизнесу" финансовый директор "Черемушек" Жанна Гамова, компания начала перестройку "Простора". К концу 2007 года мощности комбината увеличатся с нынешних 16 тонн до 200 тонн хлеба в сутки, существенная часть из которого придется на популярные в Европе тостовый хлеб и мелкоштучные изделия, уточнила Гамова.
Московский рынок хлеба составляет 2 тыс. тонн в сутки. Сейчас "Черемушки" занимают 9-10% рынка, с запуском новых мощностей компания рассчитывает занять 15-18% рынка.
Участников рынка планы "Черемушек" удивили. Начальник отдела маркетинга и рекламы комбината "Звездный" Сергей Шарко называет 200 тонн хлеба в сутки "фантастическим показателем": "Выводить на рынок такие объемы хлебной продукции сейчас нереально. Рынок насыщен, потребление традиционной кондитерской продукции в Москве снижается на 5-10% в год, продажи хлеба падают на 3-4%. Реализовать такие объемы можно только за счет захвата на рынке доли других игроков". Чтобы получить шанс выполнить свои планы, "Черемушки" должны вывести на рынок что-то нетрадиционное, добавляет Шарко.
Гендиректор "Вико-хлеб" (небольшой производитель хлеба) Алексей Никитченко также сомневается в том, что "Черемушкам" удастся потеснить других игроков рынка. "Сейчас предложение на рынке хлеба превышает спрос в среднем на 20-30%. У многих производителей возникают проблемы со сбытом, и нет возможности запускать мощности в полную силу",- говорит он. Никитченко называет крупные заводы "атавизмом": "Они не могут оперативно реагировать на потребности стагнирующего рынка". Сомневается он и в перспективности производства тостового хлеба. "Мы тоже его производим, однако опыт показывает, что в выборе хлеба люди, испробовав различные новинки, все-таки возвращаются к традиционным сортам".
Впрочем, топ-менеджер еще одного крупного хлебобулочного комбината, попросивший не упоминать его имени, напротив, считает, что "Черемушкам" удастся реализовать заявленные объемы: "Расположение "Простора" очень выгодно с точки зрения логистики, он находится около МКАД в районе Выхино - это единственный комбинат подобного профиля в этом районе". По словам собеседника "Бизнеса", сейчас у многих московских предприятий возникают логистические трудности из-за дорожных пробок. "В связи с этим "Черемушкам" нужно не пытаться развозить хлеб по всей Москве, а работать только в определенных секторах, где много жителей",- рекомендует он.


Деловая газета "Бизнес"