15.04.2005

Глобальный общепит. С болью в желудках мир празднует полувековой юбилей «Макдоналдса»



ЕЛЕНА ОГНЕВА

Девушки Сегодня «Макдоналдсу» 50. 15 апреля 1955 года в американском городке Дез-Пленз, что в штате Иллинойс, открылся первый ресторанчик, украшенный желтой пузатой буквой «М». Прошло полвека, и уже нет на земле места, где бы люди, говорящие на разных языках, не знали, что скрывается под этой буквой. Узнаваемый логотип стал для одних типичным символом западного образа жизни, для других – всего лишь синонимом быстрой и неприхотливой еды, а для третьих – главным виновником всех бед человечества в эпоху глобализации.

А начиналось все довольно странно. В 1955 году не слишком удачливый чикагский предприниматель Рей Крок, торговавший миксерами, решил выяснить, для чего маленький придорожный ресторанчик в Сан-Бернардино (Калифорния) закупил у него сразу 8 аппаратов. Встреча с владельцами забегаловки братьями Диком и Маком Макдоналдс перевернула его жизнь.

«Мне было уже 52 года. У меня был диабет и артрит. Мне вырезали желчный пузырь и часть щитовидки. Но я поверил в будущее», – вспоминал потом Крок. В ресторане братьев он увидел принципиально новый подход к системе быстрого питания. Меню было ограниченным: гамбургеры, картошка-фри и напитки, в том числе молочные коктейли, для которых и нужны были миксеры (таким оно, впрочем, остается и сейчас, особым разнообразием «Макдоналдс» не балует). Еда оказалась дешевой, не в пример нынешней (гамбургер стоил всего 15 центов, тогда как в соседних закусочных за него брали вдвое больше). Обслуживание – моментальным и приветливым. Крок прикинул, какие прибыли сулит такая организация, и предложил братьям создать сеть подобных ресторанов по всей стране.

Макдоналдсы расширяться отказались. Тогда Рей Крок купил у них права на ведение бизнеса по их принципу с условием сохранить за ресторанами их имя. И «Макдоналдс» начал разрастаться. За последующие 5 лет в Штатах появилось больше сотни новых забегаловок с желтой буквой «М» на входе. Открытие каждой обходилось в 30 тыс. долларов, но траты тут же окупались, принося ежедневно по тысяче долларов дохода.

В одиночку Кроку с таким хозяйством было не справиться. И вскоре в подвале одного из своих ресторанов в Иллинойсе он открыл так называемый университет гамбургерологии для будущих директоров «Макдоналдсов», который потом превратился в ведущий Международный учебный центр для подготовки менеджеров.

В 1984 году, когда была торжественно зафиксирована продажа 50-миллиардного гамбургера, Рэй Крок умер, оставив своим наследникам процветающую империю, а вместе с ней и кучу проблем. Уже тогда «Макдоналдсу» приходилось отбиваться от нападок гринписовцев. Дескать, для того чтобы пасти коров, из которых потом будут готовить гамбургеры, «Макдоналдс» вырубает леса. К тому же транснациональная корпорация использует тонны упаковочных материалов, которые попадают на улицы и загрязняют планету. Именно усилиями «зеленых» 16 октября, провозглашенный ООН Всемирным днем питания, стал еще и Всемирным днем борьбы с «Макдоналдсом». В этот день тысячи людей протестуют по всему миру, обвиняя корпорацию в «продвижении отбросов под видом еды», «использовании агрессивной рекламы, ориентированной на детей», «жесткой эксплуатации рабочих» (существует даже сайт российских работников «Макдоналдса», на котором они подробно рассказывают обо всех «прелестях» работы в нем).



ПРО «МАКДОНАЛДС» СНЯЛИ ФИЛЬМ УЖАСОВ

В феврале в российский прокат вышел документальный фильм американца Моргана Сперлока «Двойная порция». Лента рассказывает об эксперименте, который ее автор поставил на себе: в течение месяца он трижды в день питался исключительно в «Макдо». За короткий промежуток времени здоровый 33-летний мужчина превратился в растолстевшего человека, чья печень, по словам докторов, контролировавших его состояние, «превратилась в паштет». Кроме того, начали болеть почки. Пропало сексуальное влечение. Появились головные боли и депрессия, которая, впрочем, исчезала сразу после покупки очередной двойной порции еды. За месяц Сперлок набрал 12 кг, а на то, чтобы вернуть прежний вес, ему понадобилось больше года.

15 ЛЕТ НАЗАД МЫ ТОЖЕ СТАЛИ БЫСТРОЕЖКАМИ

У первого российского «Макдоналдса» тоже недавно был юбилей. 15 лет назад, 31 января 1990 года, в самом центре Москвы, прямо на Пушкинской площади, после 12 лет упорных переговоров, раскинула свои желтые арки легендарная буква «М». Чтобы отведать первый в своей жизни гамбургер, который тогда еще подавался в картонных коробочках, выстроилась 275-метровая очередь. Ее тут же внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самую длинную в мире. В тот день сотрудники «Макдоналдса» накормили более 30 тыс. человек – это тоже мировой рекорд. «Клоун Роналд сотворил свою революцию – превратил россиян в быстроежек», – писали тогда газеты.
КАК ЗАРАБОТАТЬ МИЛЛИОНЫ НА СОБСТВЕННОМ ЖИРЕ?

Первым истцом, который обвинил фаст-фуд в своем избыточном весе, был 125-килограммовый Сезар Барбер из Бронкса. В 2002 году он заявил в суде, что два инфаркта, сахарный диабет и гипертонию он заработал, потому что питался в «Макдоналдсе» и еще трех фаст-фудах. Его иск на сумму в несколько миллионов долларов был удовлетворен. В ноябре того же года до суда дошли иски еще восьми разжиревших американских подростков, регулярно питавшихся в «Макдо». Однако добиться компенсаций им не удалось.
ФАСТ-ФУД ОТВЕТИТ ЗА ОБОЖЖЕННЫЕ КОЛЕНКИ

В России первый иск против сети «Макдоналдс» был подан в конце прошлого года. Москвичка Ольга Кузнецова потребовала компенсацию в размере 100 тыс. рублей за ожог от пролитого в ресторане кофе. Инцидент произошел, когда женщина попыталась вынести стакан с горячим напитком на улицу, но опрокинула на себя поднос, столкнувшись с входной дверью. Разбирательство продолжается по сей день. Ответчики своей вины не признают, поскольку на стаканчиках с кофе есть предупреждающая надпись: «Осторожно: горячо!» Впрочем, последнее подобное разбирательство закончилось победой пострадавшей стороны. В 1992 году американка Стела Либек из штата Нью-Мехико отсудила у «Макдоналдса» 640 тыс. долларов за то, что обожглась их фирменным кофе.


НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ