Глобальный общепит. С болью в желудках мир празднует полувековой юбилей «Макдоналдса»ЕЛЕНА ОГНЕВА Сегодня «Макдоналдсу» 50. 15 апреля 1955 года в американском городке Дез-Пленз, что в штате Иллинойс, открылся первый ресторанчик, украшенный желтой пузатой буквой «М». Прошло полвека, и уже нет на земле места, где бы люди, говорящие на разных языках, не знали, что скрывается под этой буквой. Узнаваемый логотип стал для одних типичным символом западного образа жизни, для других – всего лишь синонимом быстрой и неприхотливой еды, а для третьих – главным виновником всех бед человечества в эпоху глобализации. А начиналось все довольно странно. В 1955 году не слишком удачливый чикагский предприниматель Рей Крок, торговавший миксерами, решил выяснить, для чего маленький придорожный ресторанчик в Сан-Бернардино (Калифорния) закупил у него сразу 8 аппаратов. Встреча с владельцами забегаловки братьями Диком и Маком Макдоналдс перевернула его жизнь. «Мне было уже 52 года. У меня был диабет и артрит. Мне вырезали желчный пузырь и часть щитовидки. Но я поверил в будущее», – вспоминал потом Крок. В ресторане братьев он увидел принципиально новый подход к системе быстрого питания. Меню было ограниченным: гамбургеры, картошка-фри и напитки, в том числе молочные коктейли, для которых и нужны были миксеры (таким оно, впрочем, остается и сейчас, особым разнообразием «Макдоналдс» не балует). Еда оказалась дешевой, не в пример нынешней (гамбургер стоил всего 15 центов, тогда как в соседних закусочных за него брали вдвое больше). Обслуживание – моментальным и приветливым. Крок прикинул, какие прибыли сулит такая организация, и предложил братьям создать сеть подобных ресторанов по всей стране. Макдоналдсы расширяться отказались. Тогда Рей Крок купил у них права на ведение бизнеса по их принципу с условием сохранить за ресторанами их имя. И «Макдоналдс» начал разрастаться. За последующие 5 лет в Штатах появилось больше сотни новых забегаловок с желтой буквой «М» на входе. Открытие каждой обходилось в 30 тыс. долларов, но траты тут же окупались, принося ежедневно по тысяче долларов дохода. В одиночку Кроку с таким хозяйством было не справиться. И вскоре в подвале одного из своих ресторанов в Иллинойсе он открыл так называемый университет гамбургерологии для будущих директоров «Макдоналдсов», который потом превратился в ведущий Международный учебный центр для подготовки менеджеров. В 1984 году, когда была торжественно зафиксирована продажа 50-миллиардного гамбургера, Рэй Крок умер, оставив своим наследникам процветающую империю, а вместе с ней и кучу проблем. Уже тогда «Макдоналдсу» приходилось отбиваться от нападок гринписовцев. Дескать, для того чтобы пасти коров, из которых потом будут готовить гамбургеры, «Макдоналдс» вырубает леса. К тому же транснациональная корпорация использует тонны упаковочных материалов, которые попадают на улицы и загрязняют планету. Именно усилиями «зеленых» 16 октября, провозглашенный ООН Всемирным днем питания, стал еще и Всемирным днем борьбы с «Макдоналдсом». В этот день тысячи людей протестуют по всему миру, обвиняя корпорацию в «продвижении отбросов под видом еды», «использовании агрессивной рекламы, ориентированной на детей», «жесткой эксплуатации рабочих» (существует даже сайт российских работников «Макдоналдса», на котором они подробно рассказывают обо всех «прелестях» работы в нем).
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ |
||||