15.04.2005

Аптеки вместо супермаркетов



Компания «Фармэксперт» провела исследование на рынке косметических средств и продуктов гигиены, продаваемых через российские аптеки. По подсчетам компании, этот рынок в стране составляет $100–120 млн. Спрос на косметические товары имеет высокий потенциал – 42% клиентов аптек хотят видеть на прилавках среди прочих нефармацевтических продуктов лечебную косметику. 44% покупателей наряду с лекарствами приобретают в аптеках косметические товары. Основной целевой аудиторией для производителей косметики традиционно остаются женщины (53% представительниц женского пола покупают косметику в аптеках).

Наибольшую группу по объему продаж в денежном выражении составляют препараты для ухода за лицом – 38%, далее средства для ухода за телом – 19%, для ухода за волосами и кожей головы – 14%, для ухода за полостью рта и зубами – 12%.

Во всех рассматриваемых группах, кроме средств по уходу за полостью рта, по размеру рыночной доли лидирует марка VICHY. В целом товары этой торговой марки занимают треть всех продаж косметической продукции в аптеках в стоимостном выражении. В группе средств по уходу за полостью рта и зубами первое место заняли лечебные пасты серии LACALUT (компании Arcam).

В аптеках преобладает импортная продукция, которая составляет не менее 86%. Средняя цена за упаковку импортного товара при поставке в розничную сеть составляет $3,5, тогда как за упаковку отечественной продукции – $0,7. Результаты проведенного опроса показали, что 40% покупателей аптек предпочитают иностранную косметику, 28% – российскую, 32% – и ту и другую. Концентрация зарубежных производителей достаточно высока – 50% всех продаж косметики в аптеках обеспечивают пять иностранных торговых марок, в число которых, помимо VICHY и LACALUT, входят Lierac, Nivea, Galenic.

Отечественные товары имеют сильные позиции в низких ценовых сегментах, и прежде всего в таких категориях, как детские кремы, средства по уходу за полостью рта, где они представлены зубными пастами и бальзамами. Интересно, что на российскую продукцию наценка на 5–15% выше, чем на импортную. Например, средняя наценка на товары концерна «Калина» (в 36,5%) оказывается самой низкой среди отечественных производителей, в то время как такая же наценка на марку Nivea – самая высокая среди иностранных компаний.

Рост продаж косметики в российских аптеках до 2007 года сохранится на уровне 25–30% в год. Аналитики «Фармэксперта» прогнозируют появление новых продуктов и производителей, чьи рекламные кампании будут нацеливаться на привлечение потребителей в аптеки. Одновременно с этим должно произойти укрепление позиций иностранных поставщиков.

Анна Дорофеева

Газета.RU