15.04.2005

"Вымпелком" остался с бородой. Второй сотовый оператор сохранил свое место



КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ

"Вымпелкому" так и не удалось догнать МТС. Он опять остался вторым по всем основным показателям, обнародованным вчера в итоговом отчете за 2004 год. Аналитики считают результаты "Билайна" неплохими, но вполне предсказуемыми. Оператор с рекордно низким ARPU (средний доход в месяц в расчете на одного абонента) в $10,2 стал окончательно "региональным", отдав 5% столичного рынка МТС. Похоже, вице-президенту компании Николаю Прянишникову так и придется ходить с бородой, которую он поклялся сбрить, как только "Вымпелком" обгонит своего главного конкурента.
Прошедший год, заявил генеральный директор "Вымпелкома" Александр Изосимов, был для компании "хорошим по результатам, пусть и не очень простым". Даже чистая прибыль компании пострадала от вмешательства "непростых" факторов в лице ФНС, которая доначислила "Вымпелкому" $16,2 млн пеней и штрафов. В итоге чистая прибыль выросла на 53,1% и составила $350,4 млн. Отдача капитала у "Мобильных Телесистем" гораздо лучше: ее чистая прибыль оказалась в три раза выше - $1 млрд. Агрессивное продвижение в регионах и массовые рекламные акции хотя и позволили "Вымпелкому" стремительно увеличить абонентскую базу в два раза (до 26,5 млн), но не помогли догнать МТС. Ее абонентская база в 2004 году подросла так же стремительно (до 34,2 млн).
В конце года доля "Билайна" на российском рынке оценивалась в 34,8%, а МТС - более чем в 36%. Увеличив свою долю по России на 3%, "Вымпелком" потерял больше 5% рынка в московском регионе, в котором был традиционно силен. Сохранился и разрыв по ARPU между МТС ($11,2) и "Вымпелкомом" ($10,2). Впрочем, по прогнозу гендиректора, ARPU будет снижаться из-за возросшей доли региональных абонентов, которых к концу года насчитывалось более 18,2 млн. В условиях снижения ARPU главное - сохранить цену минуты. В этом, по мнению аналитика "Финама" Олега Шенкера, "Билайн" оказался "покрепче" МТС. Если у "Билайна" цена минуты в течение года упала с 12 до 9 центов, то у конкурента этот показатель оказался на уровне 6 центов. Понижать цену, по признанию Изосимова, заставляет не рынок, а исключительно демпинг конкурентов. Это давление со стороны других игроков "Большой тройки" вылилось для оператора в 36% расходов бюджета на маркетинг и рекламу.
Впрочем, и в этом году, считает Изосимов, жить "Билайну" легче не станет. К концу года рынок сотовой связи будет расти не так стремительно, и чтобы компенсировать будущие потери, компания "берет курс на повышение лояльности клиентов". Первые шаги в этом направлении уже сделаны: отток абонентов в "Билайн" уменьшился с 39,3% до 26,9%.
Разгоревшийся конфликт среди акционеров "Вымпелкома" по поводу выхода оператора на украинский рынок, по мнению Изосимова, никак не сказался на финансовой деятельности компании. Однако уточнить, каким образом будет голосовать по важнейшим вопросам совет директоров "Вымпелкома" после удовлетворения иска краснодарского миноритария Владимира Макаренко, он так и не смог. Вчерашнее определение Верховного суда РФ, приостановившее исполнение заочного решения Темрюкского райсуда об изменении порядка голосования в совете директоров, ситуацию не прояснило. "Я не знаю, как мы будем голосовать",- развел руками Александр Изосимов. С гораздо большим энтузиазмом он рассказал о состоявшейся запланированной продаже 49% акций казахстанского "Кар-Тела" - $175 млн, вырученных за этот пакет, украсят следующий финансовый отчет "Вымпелкома", позволив нивелировать последствия неоднозначно проведенного "полосатого ребрэндинга" и склок среди акционеров по поводу "Украинских Радиосистем".
По мнению опрошенных "Бизнесом" аналитиков, "Билайн" не преподнес никаких сюрпризов, продемонстрировав вполне ожидаемые "неплохие" результаты. Провал четвертого квартала Надежда Голубева из "Атона" списывает на "сезонный фактор", который компания компенсирует к лету 2005 года. Гонка "ноздря к ноздре" между МТС и "Вымпелкомом" продолжается.


Деловая газета "Бизнес"