15.04.2005

Банкет над водой. Сегодня в Москве открывается пассажирская навигация по Москве-реке



АНДРЕЙ КУЗЬМИН

Сегодня в Москве открывается пассажирская навигация по Москве-реке. Столичные судоходные компании, специализирующиеся на сдаче теплоходов в аренду под различные торжества, рассчитывают в этом году увеличить свой оборот в полтора раза. А монополисты на рынке прогулочных круизов открывают новые маршруты.

"В прошлую навигацию на рынке банкетных круизов было задействовано около 40 судов класса "Москва" и "Москвич", рассчитанных на число клиентов от 70 до 150. По нашим подсчетам, в денежном эквиваленте оборот рынка составил порядка 70 млн руб. за сезон",- призналась "Бизнесу" начальник отдела маркетинга судоходной компании "Московский банкетный флот" Наталья Агафонова.
Судоходных компаний, занимающихся сдачей своих теплоходов в аренду, в Москве не более десятка. Самые крупные частные из них - "Московский банкетный флот" (семь судов), "Единая сеть речных круизов" и "Сударь" (по три судна). Флотилия бывшего государственного предприятия, а ныне ОАО "Пассажирский порт" (торговая марка "Столичная судоходная компания"), насчитывает 50 пассажирских теплоходов разного класса, но только пять из них переоборудованы под так называемые банкетоходы. Остальные "плавающие рестораны" являются собственностью маленьких частных компаний (владеющих одним-двумя теплоходами) или физических лиц.
По словам Натальи Агафоновой, в 2004 году количество клиентов "Московского банкетного флота" увеличилось на 42% до 33,9 тыс. человек. "В нынешнюю навигацию мы поставили своей целью увеличить оборот на 50% по сравнению с прошлым годом",- говорит Агафонова.
Заместитель директора по прогулочному флоту компании "Единая сеть речных круизов" Владимир Марченко более осторожен в своих прогнозах. "Прибыль на самом деле небольшая. Купленный на вторичном рынке теплоход (новых сейчас практически не выпускают) стоит порядка $150 тыс. Приносит он в сезон $30 тыс., то есть окупается в течение пяти лет. Но тут надо заметить, что судоходный бизнес - сезонный, навигация длится с 15 апреля по 15 сентября. Остальное время теплоход простаивает, причем уход за ним обходится в $600 ежемесячно",- говорит Марченко.
Стоимость аренды теплохода у всех компаний практически одинакова - в зависимости от класса корабля и дня недели она составляет 4-7,5 тыс. руб. за час. По словам участников рынка, подавляющее большинство их клиентов - примерно 90% - частные лица. Остальные - турфирмы.
Что касается обеспечения клиентов культурной программой, то у каждой компании подход разный. "Единая сеть речных круизов", сдавая теплоход в аренду, принципиально не занимается кейтерингом и шоу-программами. "Московский банкетный флот", напротив, без собственного шоу и кейтеринга теплоход в аренду не сдаст. "Столичная судоходная компания" в этой области особой принципиальностью не отличается.
Прогулочными круизами в Москве занимается исключительно "Столичная судоходная компания", которая в прошлом году обслужила около 1 млн человек. До начала нынешней навигации у компании был единственный прогулочный маршрут Новоспасский мост-Киевский вокзал. В нынешнем году откроются два новых маршрута: Строгино-Троице-Лыково и Марьино-Коломенская.
Как рассказал "Бизнесу" начальник флота "Столичной судоходной компании" Евгений Власов, если в прошлом году стоимость прогулки была 100 руб. в будни и 200 на выходные (для детей - скидка 50%), то сейчас цена будет единой во все дни - 180 руб. для взрослых и 90 - для детей.

Деловая газета "Бизнес"