18.04.2005

Dixons нашла в России "Эльдорадо"



ПЕТР МИРОНЕНКО

На рынке бытовой электроники произошло событие: британская сеть Dixons договорилась с российской "Эльдорадо" о выкупе до 2011 года контрольного пакета акций крупнейшего российского ритейлера. Для фигурантов рынка это стало неожиданностью: они предполагали, что первая крупная сделка в российском ритейле произойдет в более прозрачном секторе торговли продуктами питания.

"Это очень важное событие для российского рынка. Оно должно подстегнуть всех основных игроков",- говорит директор по маркетингу и продажам компании "М.Видео" Михаил Кучмент.
В пятницу один из крупнейших европейских ритейлеров бытовой техники и электроники Dixons и крупнейшая российская торговая сеть "Эльдорадо" объявили о подписании опционного соглашения. Dixons приобрел эксклюзивное право ("но не обязательство" - подчеркивается в совместном сообщении двух компаний) на приобретение контрольного пакета "Эльдорадо" до 2011 года. По условиям договора, Dixons предстоит до 2008 года воспользоваться первоначальным опционом на выкуп 10-процентного пакета "Эльдорадо".
"Россия - рынок с огромным потенциалом, а "Эльдорадо" - идеальный партнер для Dixons в России",- заявляет генеральный директор Dixons Джон Клэр в сообщении. "Покупка самой крупной сети в стране - обычный для Dixons путь выхода на рынок",- пояснил "Бизнесу" пресс-секретарь британской сети Хэмиш Томпсон. В совместном заявлении Dixons и "Эльдорадо" говорится, что сотрудничество в области закупок и потребительского кредитования между сетями уже идет. "Мы запустили первую фазу сделки по покупке "Эльдорадо", во время которой мы будем помогать нашим партнерам модернизировать бизнес",- говорит Томпсон.
На российском рынке бытовой электроники ожидали прихода западных сетей. Например, "М.Видео" ранее называлась в качестве возможного объекта поглощения со стороны "электронного" подразделения немецкой группы Metro - сети Media Markt. Однако Media Markt не стала первым западным игроком на российском рынке. "Мы пристально следим за российским рынком, но пока принципиального решения о выходе на него не приняли",- сказал в пятницу "Бизнесу" пресс-секретарь группы Metro Юрген Хомайер.
Сделка между "Эльдорадо" и Dixons стала неожиданностью для участников рынка. Возможно, поэтому конкуренты "Эльдорадо" неохотно комментируют случившееся. "О каких-либо переменах на российском рынке бытовой техники и электроники говорить рано, покупка акций "Эльдорадо" еще не состоялась",- говорит директор по связям с общественностью торговой сети "Мир" Елизавета Тотунова.
Гендиректор сети "Эксперт" Кирилл Новиков считает, что "Эльдорадо", вне зависимости от того, будет сделка заключена или нет, получила серьезные конкурентные преимущества - возможности Dixons в области закупок и доступ к дешевым западным кредитным ресурсам.
"В последнее время западники все больше приглядываются к крупным российским компаниям: вспомните Coca-Cola и "Мултон" или Heinz и "Петросоюз"",- говорит аналитик "Тройки Диалог" Виктория Гранкина. Однако ее удивляет, что первая сделка по покупке российского торговца иностранным может произойти не в более прозрачном продуктовом секторе. С Гранкиной соглашается аналитик ИК "Атон" Алексей Языков. "Большинство российских торговцев электроникой до сих пор работают по "серым схемам", которые иностранцам не понравятся. Не знаю, что будет с рентабельностью, если им придется выходить из тени",- сомневается Языков. Впрочем, Dixons выбрал удобную схему, которая позволит британцам в любой момент отказаться от слияния, добавляет аналитик.

Объем российского рынка бытовой электроники на 2005 год оценивается в $15 млрд. Сеть «Эльдорадо» основана в 1993 году и включает 610 магазинов в Москве, регионах России (из них 320 работают по франшизе), на Украине и в Польше. Основной владелец - основатель сети Игорь Яковлев. Согласно неаудированной отчетности за 2004 год, оборот «Эльдорадо» составил около $2,4 млрд. По разным оценкам, «Эльдорадо» занимает около 20% рынка продаж бытовой электроники в России.
Британская группа Dixons - один из ведущих европейских ритейлеров, специализирующихся на бытовой электронике. Группе принадлежит более 1,4 тыс. магазинов в Великобритании и других европейских странах. В Великобритании и Ирландии группа работает под брэндами Dixons, Currys, PC World и The Link, в скандинавских странах - Elkjop, в Испании, Франции, Италии и Швеции - PC City, в Италии - UniEuro, в Венгрии и Чехии - Electro World, в Греции - Kotsovolos. Оборот группы в 2004 году составил $12,2 млрд, прибыль до уплаты налогов - $622,7 млн.

Деловая газета "Бизнес"