19.04.2005

"Газель" остается монополистом. На рынке коммерческого транспорта иномарки занимают 4%



РОМАН ГУЛЯЕВ

Рынок иностранных коммерческих автомобилей в первом квартале вырос на 30%. В то же время общий рынок в этом сегменте по-прежнему остается за отечественными производителями: их доля достигает 96%. Аналитики расходятся во мнении, как долго русские машины смогут удерживать свое положение на этом рынке. В то же время они уверены, что 2005 год будет очень успешным для иностранных производителей.
Как уже писал "Бизнес", "Газель" в своем сегменте не является самым дешевым автомобилем в эксплуатации. Тем не менее эта модель благодаря низкой стоимости все еще остается популярной. Доля продукции ГАЗа в своем сегменте остается подавляющей - иностранным конкурентам остается лишь 1,9%. К сожалению, мы не можем говорить о том, как эта доля изменилась по сравнению с прошлогодней. ГАЗ официально не обнародует свои продажи - данные, приведенные в таблице, получены "Бизнесом" от источника на автомобильном рынке, но сам завод открещивается от них. Также на ГАЗе "Бизнесу" не смогли предоставить сведений о продажах легких коммерческих автомобилей за первый квартал 2004 года и сообщили только, что за этот период было выпущено 52 тыс. автомобилей и машинокомплектов. Но по этим данным судить о российских продажах нельзя - достаточно большое количество продукции ГАЗа идет на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья.
"Российские коммерческие автомобили еще долго будут конкурентоспособными на отечественном рынке,- считает генеральный менеджер группы компаний "Рольф" Валерий Тараканов.- В отличие от легковых, в особенности частных, автомобилей, коммерческие выбираются исходя из минимальных расходов. И если в секторе легковых машин отечественным производителям будет трудно бороться с иномарками, в том числе собранными в России, то в этом сегменте у российских заводов есть прекрасный шанс закрепиться".
В то же время на рынке "каблуков" - то есть автомобилей грузоподъемностью до тонны - доля отечественных производителей не столь велика. Иж-2717 оставляет всем иностранным конкурентам 11,7% рынка (при этом "Бизнес" не располагает данными по продажам коммерческих автомобилей ВИС и УАЗ). А продажи ижевского "каблука" в первом квартале упали на 16%; впрочем, на заводе подчеркнули, что это предварительные данные. По мнению Тараканова, этот автомобиль, как и брэнд "Иж", ждет недолгая жизнь. "С рынка Иж-2717 будет вытеснен китайскими грузовиками, автомобилем Hyundai Porter, который будут собирать в Таганроге. К тому же к 2010 году, если правительство будет придерживаться технического регламента, о котором говорят чиновники, этот автомобиль перестанет соответствовать требованиям",- считает Тараканов.
Схожей позиции придерживается независимый эксперт рынка Алексей Поспелов: "Отечественные автомобили будут постепенно уходить с рынка. В Москве уже через три года продажи коммерческих иномарок как минимум догонят отечественные аналоги, в остальной России этот процесс будет более долгим".
Что касается иностранных компаний, то в целом они увеличили продажи на 30%, при этом на рынке легковых автомобилей - на 45% (подробнее "Бизнес" напишет об этом в специальном обозрении "Транспорт" в среду). "Это очень хороший показатель,- заметил Поспелов.- Рынок коммерческих автомобилей всегда растет чуть медленнее легкового". И если основные игроки только упрочили свои позиции, то азиатские компании их потеряли. Самый серьезный провал - у Kia. Причина его в том, что в прошлом году "Автотор" выпускал популярные развозные грузовики K2700, К3000 и К3500, но в октябре их сборка была прекращена. А микроавтобусы Preggio не могут дать заводу такого объема.
Лидерскую позицию среди иномарок вновь вернул себе Volkswagen, который в прошлом году уступил первое место Ford. На сей раз менеджеры по продажам коммерческих автомобилей сработали в первом квартале почти в три раза успешнее, чем год назад. И несмотря на дороговизну (в сравнении с прямыми конкурентами), немцы, лидеры этого рынка еще с 90-х годов, вернулись на первое место. Дабы закрепиться на этих позициях, в ближайшее время они выведут на рынок фургон Caddy предыдущего поколения и аргентинского производства - это будет интересное предложение по цене в районе $12,5 тыс.
Третье место сохранил Renault. В сегменте коммерческих автомобилей у него достаточно большие перспективы роста: сейчас в модельной гамме есть только модель Kangoo, но нет среднеразмерного фургона, с которым компания могла бы конкурировать с Ford Transit или Volkswagen Transporter. Такая модель - Renault Trafic - будет представлена на рынке сегодня (см. справку). Она должна стать катализатором продаж коммерческих автомобилей этой французской марки: во-первых, Trafic сам по себе добавит объема, во-вторых, за счет него могут вырасти продажи Kangoo. Сейчас некоторые компании отказываются от Renault из-за отсутствия фургона и предпочитают транспортное решение от конкурентов.
"Пока, впрочем, цифры иностранных производителей в России остаются скромными",- считает Валерий Тараканов. Алексей Поспелов, в свою очередь, уверен, что нынешний год окажется очень успешным для иномарок в этом сегменте: "Три года назад иностранные компании осуществили довольно крупные закупки коммерческих машин, сейчас приходит время их менять". Также одним из крупных игроков на рынке закупок в этом году должны стать частные автобусные перевозчики, в частности, "Автолайн". По данным Поспелова, вероятно, эта компания будет покупать более двухсот автобусов класса Volkswagen LT35.

Деловая газета "Бизнес"