20.04.2005

Иномарки давят АвтоВАЗ. Рынок иностранных машин снова вырос на 70%



РОМАН ГУЛЯЕВ

Рынок иномарок в очередной раз продемонстрировал рост: за первый квартал продано более 100 тыс. машин. И хотя аналитики прогнозируют замедление темпов роста (он составил более 70%), нынешние цифры - серьезный удар по АвтоВАЗу. Иностранцы вплотную приблизились к российскому автогиганту и если не в этом, то в следующем году могут обогнать его по продажам.
Lada открыла дорогу Daewoo
Два года назад, в середине 2003 года, было замечено, что иномарки догоняют и начинают перегонять продукцию АвтоВАЗа на московском рынке. Тогда стало очевидно, что ВАЗ уходит в регионы, за счет которых шло сохранение и где-то даже рост продаж. Но сейчас иномарки в целом догоняют ВАЗ.
В первом квартале нынешнего года на российском рынке было продано около 112 тыс. автомобилей иностранных марок (с учетом продукции GM-АвтоВАЗ, без учета коммерческих автомобилей), тогда как ВАЗ реализовал 139 766 своих автомобилей. К сожалению, эти данные, полученные от источника на автомобильном рынке, мы не можем сравнить с цифрами прошлого года, однако и без этого заметно: разрыв между традиционным отечественным и иностранным автопромами сокращается стремительно. В связи с этим можно ожидать, что иномарки догонят ВАЗ уже в этом году.
Безусловно, сравнение в лоб ВАЗ - иномарки некорректно: продажи самой популярной иностранной модели - Daewoo - составляют лишь 11% от общих продаж АвтоВАЗа. Тем не менее тенденция налицо: покупатель все чаще смотрит в сторону неотечественного производителя.
Более того, именно АвтоВАЗ, считают на рынке, стал катализатором роста продаж Daewoo и смены лидера в секторе иномарок. "Возвращение Daewoo на первое место обусловлено тем, что эта марка отвоевала клиентов не у других иностранных производителей, а у АвтоВАЗа. Сейчас Lada 110 и Nexia сравнялись по цене, и покупатель выбрал более качественную и лучше оснащенную машину",- считает генеральный менеджер группы компаний "Рольф" Валерий Тараканов. По его мнению, Daewoo будет сложно удержать лидерство из-за появления серьезных соперников: конкуренцию Nexia составит Renault Logan, а покупателей Matiz может отнять автомобиль Chevrolet Spark - это, собственно, следующее поколение корейского Matiz, которое теперь продается под брэндом Chevrolet. Название Spark было выбрано для того, чтобы автомобиль не отождествлялся с узбекским Matiz. А по цене, как ранее писал "Бизнес", он будет позиционироваться между Matiz и Chevrolet Aveo, то есть в пределах $6,5-9,9 тыс.
Hyundai обещал вернуться
По словам Тараканова, в ближайшее время на первое место может вернуться брэнд Hyundai: "Он откатился назад из-за январского наводнения в скандинавских портах: тогда пострадало большое количество машин и был сорван график поставки автомобилей из Кореи". По мнению аналитика, Hyundai недосчитался около тысячи машин и, если бы не природный катаклизм, остался на первом месте. Кроме того, большие возможности для роста есть у российских Hyundai, которые производятся на ТагАЗе.
Еще одним заслуживающим внимания результатом стал выход на третье место Mitsubishi, а основная модель этой фирмы - Lancer - и вовсе завоевала первое место среди импортируемых иномарок. По словам Тараканова, залогом успеха стали стабильные долларовые цены и массовое признание модели: "Мы будем и дальше увеличивать продажи этой модели, которую во втором полугодии ждет рестайлинг. План наш остается прежним: продать 50 тыс. автомобилей Mitsubishi,- и результатами первого квартала мы подтвердили это намерение".
Чуть ниже рынка вырос Ford. Это связано с тем, что компания переходит на новую модель - Ford Focus II, и поставки старой были ограничены в первом квартале. Кроме того, объявление о хороших ценах на Focus II повлияло на некоторых покупателей, которые выбрали "журавля в небе", а не "синицу в руках", то есть нынешний Focus.
Сильно выросли и продажи Chevrolet: плюс 1195% - прекрасный и красивый результат. Однако достигнут он был за счет того, что с конца прошлого года марку представляют не только американские внедорожники, но и корейские машины, ранее выпускавшиеся с эмблемой Daewoo. Поэтому прямая оценка в данном случае некорректна. Кроме того, за счет Chevrolet потерял в продажах Opel: если предыдущая Astra была привлекательна по цене, то нынешняя продается стабильно, без ажиотажа. "Задача Opel сейчас - дистанцироваться от брэнда Chevrolet, доказав при этом, что Opel - на ступеньку выше. При этом брэнд выиграет в имидже, но не сможет претендовать на такую же массовость, как ранее",- считает Валерий Тараканов.
Европейцам приходится тяжело
Европейские марки, наоборот, росли не столь сильно, как азиатские. По мнению Тараканова, это стало следствием сильного евро: "Успешнее всего работали те компании, которые сумели сбалансировать валютные риски. Например, Renault, работающий не только с французскими, но и с турецкими машинами. А Volkswagen, во-первых, предложил хорошие цены на популярный Passat, а также имел в активе дешевое предложение - Pointer. Если убрать эту марку, то роста вы не увидите".
Из крупных игроков рынка падение зафиксировано у двух: Peugeot и Volvo. И у той, и у другой марки это связано с периодом реформирования системы сбыта. И если Peugeot уже объявил о том, что планирует построить эффективную дилерскую сеть и привлечь сильных игроков, то у Volvo ситуация обратная. Компания в начале года отказалась от половины дилерских предприятий, в том числе от проверенных годами партнеров. Чуть позже разошлись пути Volvo и "Рольфа". Поэтому будущее марки в России туманно, о чем говорят сейчас многие эксперты автомобильного рынка.
Наконец, широко разрекламированные китайские автомобили оказались в арьергарде. Как заявили "Бизнесу" в компании "Ирито", занимающейся марками Great Wall и Xinkai, в первом квартале в Россию было завезено 170 автомобилей, из которых продано 100. Годовой план в 700-800 машин выглядит каплей в море на фоне быстрорастущего рынка.
Прогнозы пересматриваются в сторону повышения
Если подводить итоги первого квартала, то без коммерческих автомобилей, но с учетом Chevrolet-Niva рынок иномарок составил около 112 тыс. По сравнению с тем же периодом прошлого года рост рынка - около 70%. В то же время аналитики прогнозировали более серьезное замедление темпов роста. "По итогам первого квартала я пересмотрел прогноз в сторону увеличения",- сказал "Бизнесу" Тараканов. Как уже писал "Бизнес", изначально аналитик "Рольфа" прогнозировал продажи иномарок в этом году на уровне 500 тыс. (без учета Chevrolet-Niva), сейчас же, по его мнению, годовой результат всех брэндов окажется на уровне 530-550 тыс. Это будет означать 50-процентный рост рынка. "Об этом говорят разные факторы: и необычный рост Daewoo, и сохранение высоких цен на нефть, и некоторое ослабление курса евро, что даст возможность вырасти европейским маркам",- аргументирует Тараканов.
Впрочем, по его словам, столь высокая динамика роста пойдет на спад уже во втором квартале. Дело в том, что в апреле-июне прошлого года на рынке наблюдался ажиотаж, ставший следствием нехватки машин у дилеров в первом квартале. Исходя из этого, можно говорить о том, что сохранить темпы роста дилерам будет трудно, хотя рынок иностранных машин продолжит показывать динамику в сторону увеличения.

Деловая газета "Бизнес"