20.04.2005

Рынок уже не переваривает Chevrolet Niva



РОМАН ГУЛЯЕВ
АНДРЕЙ КУЗЬМИН

Совместное предприятие "GM-АвтоВАЗ" объявило о сокращении планов выпуска автомобилей: даже в условиях растущего рынка производство останется на уровне прошлого года. Топ-менеджмент компании говорит о том, что рынок просто не "переварит" заявленный объем в 75 тыс. машин, а дилеры уверены, что спрос на внедорожник Chevrolet Niva падает.
Как заявил вчера генеральный директор СП "GM-АвтоВАЗ" Ричард Свандо, компания снизила прогноз производства на 2005 год с заявленных 75 тыс. до 55 тыс. автомобилей. По словам Свандо, СП проанализировало ситуацию на рынке и пришло к выводу, что рынок не поглотит большего количества автомобилей. "Кроме того, значительное увеличение объемов производства потребовало бы введения на предприятии третьей смены, что лишило бы СП гибкости",- отметил Ричард Свандо.
Заявленный план в 55 тыс. автомобилей означает, что фактически выпуск окажется на уровне прошлого года, когда СП произвело 55 тыс. 150 машин. Причем если в прошлом году на модель Viva пришлось лишь 240 автомобилей, то в этом году заявленный план производства этого седана - 7,5 тыс. машин. По словам Свандо, этот план тоже может быть пересмотрен в сторону уменьшения, однако производство внедорожника Niva в любом случае сократится. В то же время рынок иномарок растет - за первый квартал он увеличился на 70% (подробнее см. стр. 14).
По мнению руководителя отдела продаж официального дилера "GM-АвтоВАЗ" компании "Франклин-Трейд" (работает под торговой маркой "Кларус-Трейдинг") Олеси Дименковой, сокращение планов - естественная реакция на спад спроса на Chevrolet Niva. "Во всем виновата неправильная ценовая политика компании. Цена на автомобиль "гуляет": то неоправданно повышается, то снижается в ходе каких-то рекламных акций. Потенциальные покупатели дезориентированы". Еще одной причиной спада Дименкова назвала неправильное развитие дилерской сети и большой объем "серых" продаж. "Все это в конечном счете привело к тому, что объемы официальных продаж в Москве сократились на 40-50% по сравнению с прошлым годом",- рассказала "Бизнесу" Дименкова.
С этим мнением согласна представитель компании "Трейдинвест" Лилия Огаджанова: "Chevrolet Niva в базовой комплектации пользуется все меньшим спросом. Когда машина только появилась, она была модной: вроде и иномарка, а с другой стороны - отечественный, родной автомобиль. Но пик продаж уже прошел".
Еще одной новостью, свидетельствующей о том, что дела у "GM-АвтоВАЗ" идут не лучшим образом, стало объявление об очередном переносе сроков производства экспортной версии Chevrolet Niva. Впервые эта модель была представлена на санкт-петербургском автосалоне в 2003 году. Согласно последним данным, первые машины должны были сойти с конвейера в марте этого года. Но, по словам Ричарда Свандо, принято решение отложить запуск на неопределенный срок, так как "автомобиль должен полностью соответствовать высоким требованиям зарубежных рынков, и мы как производитель хотим быть уверены, что его качество безупречно". Впрочем, как заявил "Бизнесу" на условиях анонимности источник в одной из дилерских компаний, выпуск модели откладывается из-за того, что компания пытается совместить на одной платформе две разные машины: одну - с двигателем Opel Ecotec и трансмиссией японской Aisin, другую - с традиционной вазовской "начинкой". Однако технически эту проблему решить пока не получается.
По словам Олеси Дименковой, задержка с выпуском экспортной версии не лучшим образом скажется на перспективах модели и на отечественном рынке. "Люди, которые планировали купить экспортную Chevrolet Niva, "перегорели" и давно приобрели другой автомобиль",- считает она. Такого же мнения придерживаются в компании "Тринити Моторс". "Когда было официально объявлено о начале выпуска экспортной Niva, на нас обрушился шквал звонков. А сейчас этой машиной никто не интересуется",- заявил "Бизнесу" представитель компании.

Деловая газета "Бизнес"