20.04.2005

Вредные звезды



Есть над чем задуматься Стиву Джобсу (Steve Jobs) из Apple, Майклу О'Лири (Michael O'Leary) из Ryanair или Джеффри Иммельту (Jeffrey Immelt) из General Electric. Недавно влиятельное финансовое издание Barron's, библия американского биржевого сообщества, назвало их и еще 27 бизнесменов "самыми перспективными руководителями компаний в мире". Это вряд ли стало исключительно радостным событием, ведь еще совсем недавно в рейтингах подобного рода появлялись такие имена, как Кеннет Лей (Kenneth Lay) из Enron, Берни Эбберс из WorldCom или Денис Кословски из Tyco. Немногим позже все они были вынуждены покинуть свои компании, а некоторые из них сегодня являются центральными фигурами судебных процессов. Например, Эбберс недавно признан виновным в финансовых махинациях. По американскому законодательству ему грозит до 85 лет тюрьмы.
Связь между звездностью топ-менеджера и его крахом прослеживается в исследовании профессоров в области финансов Ульрике Мальмандье (Ulrike Malmendier) из Стэнфордского университета и Джеффри Тэйта (Geoffrey Tate) из Гарварда. Изучив ситуацию почти в 450 концернах, они пришли к выводу, что предприятие, главу которого можно назвать знаменитостью, становится менее успешным по сравнению со своими конкурентами. Результаты исследований показали, что зазнавшиеся руководители переоценивают свои силы. Причиной тому являются опционы на акции, которые получают руководители крупных компаний от владельцев бизнеса. Переоценивающие собственные таланты топ-менеджеры часто отказываются продавать свои опционы, а наоборот, докупают акции, как правило ожидая, что собственные блестящие достижения вознесут их курс до небывалых вершин.
Здравомыслящие менеджеры, напротив, при накоплении собственного капитала делают ставку не только на возглавляемое ими предприятие.
С тем же преувеличенным оптимизмом, с которым они занимаются личными инвестициями, самовлюбленные менеджеры инвестируют ресурсы своих предприятий. Кроме того, чрезмерно знаменитые топ-менеджеры чаще финансируют свои проекты с помощью кредита, а, например, не за счет увеличения капитала. Это кажется им "дешевле", так как кредиторы, в отличие от акционеров, в случае успеха не в полном объеме участвуют в разделе прибыли. Поэтому часто выбор падает на обременительные долговые обязательства.
Сидни Финкельштейн (Sydney Finkelstein), преподаватель менеджмента Дартмауфского университета и автор книги "Почему умные руководители терпят неудачу" (Why Smart Executives Fail), считает: "для того чтобы быть сенсационно неуспешным, необходимо обладать рядом совершенно специфических личных качеств". Объектом его исследования стали не обычные неудачники, а люди, разорившие всемирно известные предприятия.
Например, желание доминировать над рынками и людьми ("наша продукция самая лучшая, как и я") или же стремление идентифицировать себя с компанией до такой степени, что исчезают границы между личными интересами и интересами концерна ("все, что я хочу делать, на благо предприятия"), вызывают склонность выживать всех, чья точка зрения не по всем пунктам совпадает с мнением руководителя. В итоге Финкельштейн относит к деструктивным особенностям "упрямую надежду на прошлые успехи": "Всегда все складывалось, так что и на этот раз будет также".
"Самое примечательное то,- считает Финкельштейн,- что эти особенности и есть те самые качества, которые высоко ценятся в мире концернов".
Другими словами, компании не просто терпимо относятся к чертам характера, из-за которых терпят неудачу их руководители, а даже радостно приветствуют их. По словам ученого, "в небольших количествах все эти особенности являются частью формулы успеха, однако передозировка крайне ядовита".

По материалам Die Welt

Деловая газета "Бизнес"