21.04.2005

Масло масляное от "Евротэк". Российский рынок может не переварить поставок крупного украинского производителя подсолнечного масла



ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Один из крупнейших украинских производителей подсолнечного масла компания "Евротэк" выходит на российский рынок. Ежемесячно компания планирует поставлять в Россию 7,65 млн литров масла (около 10% рынка). Эксперты считают, что "Евротэк" переоценил потенциал российского рынка.
"Россия - огромный рынок, внутренний производитель не в состоянии удовлетворить его спрос. А Украина - третья страна в мире по объемам производства масла после Аргентины и России. Следовательно, появление украинских производителей на российском рынке масла логично и оправданно",- говорит председатель правления "Евротэка" Михаил Весельский.
В марте 2004 года "Евротэк" поставил на российский рынок пробную партию подсолнечного масла "Стожар" объемом 120 тыс. бутылок. В апреле 2005 года начались масштабные поставки, рассказал Весельский. Он уточнил, что компания будет поставлять в Россию 7,65 млн бутылок масла под маркой "Стожар" емкостью 1 литр ежемесячно - то есть около 100 тыс. тонн в год.
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, в 2004 году российской рынок бутилированного подсолнечного масла составил около 1 млн тонн. По данным холдинга "Солнечные продукты", емкость рынка в розничных ценах в 2004 году составила $1-1,3 млрд. "Мы планируем занять долю рынка, прямо пропорциональную объемам поставок (около 10% рынка.- "Бизнес")",- говорит Весельский. По его словам, компания уже заключила несколько предварительных контрактов с розничными сетями, однако назвать их Весельский отказался. Одновременно стартовала рекламная кампания. Инвестиции в продвижение "Стожара" в России не разглашаются.
Эксперты объясняют экспансию украинского производителя ростом российского рынка. "Ежегодно рынок подсолнечного масла растет на 10-12%, при этом Россия еще не вышла на норму потребления растительного масла на душу населения: сейчас она составляет 10 кг в год, в СССР было около 13 кг",- говорит управляющий категории "Продукты" холдинга "Солнечные продукты" Татьяна Чепель.
Однако участники рынка сомневаются в том, что компании удастся продать заявленные объемы. "Я не вижу места для поставок такого объема, тем более для украинской компании. На рынке сейчас сильная конкуренция между отечественными производителями. А себестоимость экспортированного из Украины масла будет дороже",- считает гендиректор торгового дома WJ (производит подсолнечное масло под маркой "Милора") Алексей Коломин. С ним согласен гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько, отмечая, что импорт составляет всего 15%. "Однако отодвинуть кого-нибудь из игроков можно за счет рекламы и активных маркетинговых решений",- говорит он.
По оценке Алексея Коломина из WJ, чтобы занять даже 5% рынка, "Евротэку" придется тратить на рекламу порядка $10 млн ежегодно. Татьяна Чепель из "Солнечных продуктов" называет несколько меньшую сумму для вывода масла на рынок - $3-5 млн.

Деловая газета "Бизнес"