21.04.2005
ЛУКОЙЛ

"Действия ЛУКОЙЛа грозят разорением малому бизнесу



Вчера Московская топливная ассоциация и организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" выступили против розничных цен на бензин, устанавливаемых нефтяной компанией ЛУКОЙЛ. Довод предпринимателей: ЛУКОЙЛ, прикрываясь обещанием президенту Владимиру Путину, выдавливает независимых продавцов и добивается монополизации розничного рынка нефтепродуктов. Довод ЛУКОЙЛа: независимые торговцы бензином не желают прощаться со сверхприбылью и бороться с инфляцией.

Вчера возмутился Сергей Борисов, презентовавший исследование организации "Опора России" и Всероссийского центра изучения общественного мнения, посвященное условиям работы малого бизнеса в России. Господин Борисов заявил, что "действия ЛУКОЙЛа, направленные на остановку розничных цен, грозят разорением малому бизнесу, работающему в сфере ТЭКа". Кроме того, по данным Ъ, ЛУКОЙЛу было направлено совместное письмо от "Опоры" и Московской топливной ассоциации с требованием или прекратить сдерживать розничные цены на бензин, или же заморозить оптовые цены.

Сергей Борисов покусился на святое – на сверхзадачу, поставленную президентом Владимиром Путиным: снизить рост инфляции. Напомним, что история началась еще в декабре 2004 года. 9 декабря 2004 года глава НК ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов встретился с Владимиром Путиным и обещал "снизить расценки на розничном рынке" на нефтепродукты. Действительно, уже 15 декабря ЛУКОЙЛ объявил о снижении розничной цены на бензин и дизельное топливо на собственных АЗС по всей России на 5%. Как сообщил Ъ пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов, с этого времени компания удерживает розничные цены на нефтепродукты на декабрьском уровне. По его словам, владельцы независимых АЗС добиваются, чтобы компания отказалась от этой политики, "но мы делать этого не станем". По его словам, "ЛУКОЙЛ будет работать так, как считает нужным в интересах бизнеса, клиентов и акционеров". Другой аргумент представителя компании состоит в следующем: в России маржа между оптовой и розничной ценой составляет 30%, в то время как во всем мире около 12%. "Поэтому независимым владельцам АЗС не нужно прибедняться",– заявил господин Долгов.

Позицию независимых сформулировал исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. По его словам, пока, кроме ЛУКОЙЛа, никто из нефтяных компаний не предпринимал таких явных действий на выдавливание независимых продавцов с рынка. Господин Сергиенко считает, что Вагит Алекперов выполнил обещание Владимиру Путину с выгодой для себя. Сперва в декабре мировые цены на нефть снижались, и поэтому снижались цены на бензин на внутреннем рынке. Взаимосвязь прямая: налог на добычу полезных ископаемых, которым облагается и экспортная нефть, и нефть, попадающая на внутренний рынок, рассчитывается исходя из среднеэкспортной цены на нефть марки Urals. По словам Григория Сергиенко, любые попытки искусственно остановить рост цен обречены на неудачу: требуется пересматривать системы налогообложения и таможенных пошлин, которые стимулируют рост цен на внутреннем рынке.

С начала февраля 2005 года нефть начала снова дорожать, и нефтяные компании принялись повышать цены на нефть для нефтеперерабатывающих заводов; следовательно, росла и розничная цена нефтепродуктов. ЛУКОЙЛ также повышает оптовые цены, а розничные заморозил. По данным Григория Сергиенко, средняя оптовая цена ЛУКОЙЛа выросла с начала 2005 года на 30%. Он считает, что компания на общее состояние цен на нефтепродукты повлиять не может, так как на долю ЛУКОЙЛа приходится только 14% рынка нефтепродуктов. Но если такая ценовая политика продолжится, то это приведет к исчезновению независимых продавцов прежде всего в регионах, в которых доминирует ЛУКОЙЛ,– Волгоградской, Пермской и Нижегородской областях.

Сегодня, по данным Григория Сергиенко, розничный рынок нефтепродуктов делится в пропорции 60:40, при этом 60% приходится на независимых владельцев АЗС. Если другие нефтяные компании будут проводить такую же политику, то это приведет к тому, что независимые продавцы исчезнут по всей России. Тогда уже не Владимир Путин будет требовать ограничить рост цен на бензин, а нефтяники предложат президенту мириться с ценами.

ПЕТР Ъ-НЕТРЕБА

КоммерсантЪ