21.04.2005

Не игрушки. Игры любят все, а вот рекламу в играх любят размещать немногие



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Если вы думаете, что в игры на компьютере играют только тинейджеры с 30 рублями в кармане, то вы глубоко ошибаетесь. Играют менеджеры и руководители компаний, оставшиеся последними в офисе, когда все подчиненные разошлись. Взрослые обеспеченные люди играют дома и на работе; игры любят все, а вот рекламу в играх любят размещать немногие.
Производители игр уже давно решили, что весьма неплохо было бы получать прибыль не только от продажи дисков, но и размещая внутри игры рекламу. Например. Разрабатывается игра, ну, скажем, гонки на машинах. Почему не украсить улицы виртуального города рекламными щитами, не поставить там пару макдональдсов и отделений какого-нибудь банка? А если рекламодатель раскошелится, то в квесте в этот банк будет просто необходимо зайти для продолжения игры.
Проблема с подобными размещениями одна: игра живет несколько лет, а значит, если тот самый банк решит поменять фирменный стиль, игроки еще долго будут наблюдать старый логотип. Проблема невелика, но сам факт отсутствия контроля над рекламой после выпуска игры рекламодателей напрягал. К тому же графика в играх поднялась на высокий уровень сравнительно недавно. Да и мысль об иной целевой аудитории не давала покоя.
С развитием интернета стало активнее развиваться и использование игр в рекламных целях. Компании заказывают разработку flash-игр для размещения у себя на сайтах в рамках промоакций, конкурсов или просто для развлечения посетителей. Пока человек играет в виртуальные "пятнашки", глядишь, заодно и про полезные свойства какого-нибудь шампуня прочитает, а потом его купит.
Но это только вершина айсберга, наиболее доступный и простой способ рекламы в процессе игры. Более сложные подходы к теме набирают обороты, компании двигаются к серьезной интеграции рекламируемого продукта в игру. Недавно Sony заключила соглашение с Pizza Hut. Теперь фанаты ролевой игры EverQuest II могут заказывать пиццу прямо в процессе, просто набрав команду pizza. По большому счету, не такое уж большое событие, потому что команда всего лишь открывает в новом окне форму заказа на сайте Pizza Hut. Просто до этого вся реклама в играх относилась к области product placement, брэндингу, а в случае EverQuest II речь идет еще и о стимулировании продаж здесь и сейчас. Впечатлившись этим примером, разработчики других игр могут уже внедрить в игровое пространство виртуальную пиццерию, где можно будет заказать реальную пиццу с доставкой на дом. И это будет гораздо интереснее.
Второе перспективное направление для развития рекламы в играх - возможность динамического размещения рекламы в игровом пространстве, ее замена в случае необходимости, а также сбор статистических данных о количестве увиденных виртуальных рекламных щитов. Это дело будущего, как и фокусировка рекламы по сложным алгоритмам. Популярность онлайн-ролевых игр постоянно растет, и они попали в поле зрения рекламистов как один из наиболее перспективных секторов игрового мира. Ведь дело происходит в виртуальном мире, который населен персонажами с определенным набором качеств, которыми их наделил игрок. А значит (чисто теоретически пока), можно показывать рекламу в зависимости от этих качеств. Только остается вопрос - где живой покупатель, а где его герой, и насколько они пересекаются. Вполне вероятно, что во многих случаях придется идти от обратного при планировании размещений. Двухметровым наемным убийцей в виртуальном мире, скорее всего, управляет растолстевший от гамбургеров и сидячего образа жизни школьник. И логичнее будет ему показывать рекламу нового улучшенного гамбургера, а не пневматической винтовки, которую ему к тому же не продадут ни в одном магазине.


Деловая газета "Бизнес"