21.04.2005

Авиакомпании пошли за интернет-клиентами. Агентства не верят в реальность угрозы



ИРИНА МОКРОУСОВА

Авиакассы Авиакомпания S7 ("Сибирь") первой в России начала продажу авиабилетов на большую часть маршрутов через сайт в интернете. Aвиакомпания рассчитывает переманить часть клиентов агентств по продаже авиабилетов. Но сами агенты в эту угрозу не верят.
Сегодня в России практикуется лишь бронирование и заказ авиабилетов через интернет - такой сервис предоставляют почти все крупные перевозчики и агентства путешествий. При этом оплату авиабилета пассажир производит лично в офисах авиакомпаний и агентств или безналичным расчетом. Первой в России реализацию авиабилетов в режиме онлайн с возможностью оплаты дебетовой или кредитной карточкой без выезда в кассы начала авиакомпания S7 в октябре прошлого года. А билет пассажир забирал в аэропорту перед вылетом.
Но тогда перевозчик ограничился лишь интернет-продажей перевозок на рейсы между Москвой и городами Германии, установив при этом довольно низкие тарифы на рейсы, до $79 за полет в один конец. Директор корпоративных и интернет-продаж авиакомпании Сергей Лаврентьев полагает, что "обкатка" новой технологии именно на рейсах в Германию объясняется большим количеством пассажиров с кредитками и доступом в интернет. В дальнейшем, пообещал Лаврентьев, сервис будет доступен пассажирам и остальных рейсов.
Вчера "Бизнесу" стало известно, что S7 запустила интернет-продажи авиабилетов на части своих внутрироссийских и международных маршрутов. Теперь на сайте S7 можно заказать и оплатить билет на рейсы из Москвы в Сочи, Краснодар, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Казань, Баку, Симферополь, Киев, Шарм-эль-Шейх, Хургада; из Омска в Ганновер, Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен; из Новосибирска в Тель-Авив и Баку.
Из-за снижения расходов на дистрибуцию интернет-тарифы как минимум на 5% выгоднее даже собственных тарифов в кассах продаж авиакомпании. Перевозчик рассчитывает, что услугами этой системы воспользуются не только собственные пассажиры, но и клиенты агентств по продаже авиабилетов.
Впрочем, агентства, опрошенные "Бизнесом", сомневаются, что S7 удастся переманить у них покупателей. Управляющий сети "Билет" Андрей Козлов говорит, что больше всего собственные интернет-продажи авиабилетов на рейсы S7 могут быть интересны постоянным пассажирам, пользующимся системой накопления миль для получения бонусов, а также особо ленивым, но продвинутым пользователям компьютера.
Он считает, что уровень проникновения интернета и распространения кредитных и дебитных карточек в России может помешать массовому использованию этой услуги. "Пока у нас в стране есть любовь к наличным и нет культуры пользования кредитками, розничная продажа авиабилетов через агентства не умрет",- говорит Козлов. А заместитель коммерческого директора ЗАО "Тревел Сити" (торговая марка Avantix.ru) Петр Капица отмечает, что пройдут годы, пока собственные интернет-продажи отечественных авиакомпаний смогут составить конкуренцию реализации билетов через агентства.
По словам Козлова, самое главное в расчетах карточкой в интернете - это безопасность: "Случаи воровства нередки. Это тормоз для интернет-торговли в целом". В S7 утверждают, что для продажи авиабилетов через интернет авиакомпания установила "надежную систему, которая не сохраняет пароли доступа к деньгам на карточках".
Следующим российским перевозчиком, который будет продавать билеты через интернет, может стать "Аэрофлот". Руководитель пресс-службы национальной авиакомпании Ирина Данненберг сообщила "Бизнесу", что система бронирования Sabre, на которую "Аэрофлот" перешел этой весной, готова к новому сервису: "Сейчас идут подготовительные работы. Ориентировочно через полгода мы запустим продажи через интернет".
Продажи авиабилетов через интернет - это общемировая тенденция, уверен директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. По его мнению, чем выше уровень ИТ-сознания авиакомпании в целом и всех ее сотрудников, включая кассиров, тем проще перевозчику перейти на электронный билет: "Ведь по замыслам Международной ассоциации воздушного транспорта к 2007 году никакого другого билета, кроме электронного, не будет".

"Эквайринг съедает 60-70% комиссионных"

Интернет-агентства по бронированию и реализации авиабилетов внимательно следят за попытками авиакомпаний наладить собственные онлайн-продажи. О том, как развивается этот рынок и чем ему грозят новации перевозчиков, обозревателю "Бизнеса" Ирине Мокроусовой рассказал Петр Капица, заместителя коммерческого директора ЗАО "Тревел Сити" (торговая марка Avantix.ru).
- Какую часть рынка интернет-продаж авиабилетов смогут занять перевозчики?
- Внедрение среди российских перевозчиков прямых продаж билетов через интернет - это естественный процесс, который западные авиакомпании начали несколько лет назад. Какие объемы продаж они смогут обеспечить через интернет, сказать сложно. В России рынок онлайн-продаж никем не измерялся, его емкость неизвестна. Шаги по организации интернет-продаж можно расценивать как задел на будущее. Ведь к 2007 году планируется введение электронного билета, и к этому времени авиакомпании должны научиться продавать перевозки через интернет.
- То есть в перспективе, пусть и далекой, агентства будут не нужны?
- Нет, перевозчики не отказываются от их услуг. Достаточно посмотреть на другие страны, где интернет-продажи существуют уже с 1996 года. Сегодня в США через интернет продается 25% туристического продукта, в Европе - 15%. Но остальные 75% и 85%, соответственно, реализуются через традиционные каналы. Авиакомпании и агентства, такие как наше, лишь условно можно рассматривать как конкурентов: авиакомпании на сайте всегда продают только свои рейсы, а у агента весь спектр перевозок, доступных на рынке.
- Когда таких показателей сможет достичь Россия?
- Думаю, что в ближайшее время услугу продажи билетов через интернет введут и другие крупные российские авиакомпании. Я слышал, что такие намерения есть, в частности, у "Аэрофлота", "Трансаэро". Но объемы, сравнимые с западными, для российского рынка - далекое будущее. Пройдут годы, пока собственные интернет-продажи отечественных авиакомпаний смогут составить конкуренцию реализации билетов через агентства.
- Что мешает агентствам ввести услугу онлайн-платежей с кредитной карточки покупателя?
- Интернет-эквайринг (система оплаты товаров с карточки клиента в режиме онлайн.- "Бизнес") - сегодня довольно дорогое удовольствие. Он может "съедать" примерно 60-70% комиссионных, которые агентства получают за свои услуги от авиакомпаний. Таким образом, введение услуги онлайн-оплаты авиабилетов делает бизнес агентств нерентабельным.



Деловая газета "Бизнес"