25.04.2005

Набор беспредметных требований. Подготовлена новая концепция образовательного стандарта



Экспертный совет при Минобрнауки подготовил концепцию новых школьных стандартов – государственных требований к учебному процессу. На фоне прежних, разработанных при экс-министре образования Владимире Филиппове, они выглядят революционно: почти не регламентируют школу в том, чему и как учить. В стандарте, которому предстоит пройти утверждение в Госдуме, нет ни перечня предметов, ни тем, ни имен, обязательных для изучения, только общие требования к уровню выпускника. Противники концепции заявили, что российские учителя еще не доросли до подобной школьной свободы, за детьми все-таки должно присматривать государство.

Прежний стандарт школьного образования, разработанный группой экспертов под руководством бывшего министра образования Эдуарда Днепрова и опубликованный в апреле 2003 года, не понравился общественности. Хотя авторы текста говорили, что сумели переписать до 30% старых школьных программ так, чтобы из них ушла оценочность (не стало, к примеру, приговора "Иван Грозный: расцвет тирании"), стандарты, представлявшие собой подробный перечень знаний, умений и навыков, которым обязан обладать выпускник, по-прежнему вызывали множество споров. После смены кабинета министров новое руководство Минобрнауки заявило о планах создания собственных стандартов (разработанные при министре Филиппове, по словам источников Ъ в Минобрнауки, с подачи ведомства были оспорены в Верховном суде). И концепция новых стандартов уже появилась. Причем его идеология сенсационна: школа вольна сама решать, как и чему учить детей.

Один из авторов документа, глава издательства "Просвещение" Александр Кондаков рассказал Ъ, что новый свод школьных правил не предусматривает ни перечня предметов, ни тем, ни имен, которыми изобиловал прежний стандарт. Авторы проекта фактически оградили себя от публичных дискуссий – теперь никто не сможет упрекнуть министерство в том, что произведения, предусмотренные, к примеру, для уроков литературы, слишком "советские". В будущем, говорят разработчики, свобода школы может дойти до того, что министерство уничтожит и базисные учебные планы (БУПы) – предметные почасовые расписания с примерными программами для школы. "До сих пор стандарт создавался в недрах образовательного сообщества и превратился в борьбу 'предметных лобби': каждое настаивало на том, что их предмет главный",– объясняет издатель. Теперь в документе, обещают разработчики концепции, будет лишь описание "фундаментального ядра общего образования" (определенная сумма знаний) и общие требования к выпускнику – например, о том, что на выходе из школы он должен стать "личностно и социально успешным" и освоить категории "свободы, ответственности и социальной справедливости". Авторы концепции планируют записать в стандарты гарантии государства школе – требования к школьным зданиям, обеспеченность учебниками, зарплату учителей. Правда, разработчики не уверены, что подобные гарантии (они должны быть заложены в госбюджете) одобрит Минфин.

Директор Царицынского образовательного центра Ефим Рачевский рассчитывает, что школа наконец получит документ, который развяжет ей руки. "Избавляясь от детализированного стандарта, мы избавимся и от предметных предпочтений конкретных авторов, и от их личностных подходов к педагогике,– радуется директор.– Если в документе будет задана некоторая сумма знаний, школа разберется с тем, как ей достичь государственных требований".

Разработчик прежнего стандарта Эдуард Днепров думает, что "поддаваться иллюзиям и самообману" в отношении нового документа не нужно: "Обязательный материал, записанный в стандарте,– не только инструмент насилия над школой, но и элементарная защита ребенка от невежества и халтуры учителя. У нас страна сырая в гражданском отношении. Я бы не доверил учителю самому решать, как и чему учить".

К слову, в отличие от старого, новый стандарт не членится на федеральную и региональную составляющие: до 30% школьной программы в регионах до сих пор приходилось на обязательные "национальные" предметы (например, историю Татарии); теперь стандарт будет общегосударственным. "Это прекрасно,– считает господин Рачевский.– Региональный компонент в школе всегда зависел от интересов глав региона. Я встречал, к примеру, предмет 'Касимоведение' в городе Касимове Рязанской области. Регионы часто вот так изголяются". В региональную лазейку до сих пор попадало и преподавание основ православия; несмотря на то что в федеральном стандарте этот предмет был не разрешен, регионы часто вводили его за счет "своих" 30%. Впрочем, многие эксперты считают, что с учетом грядущей школьной свободы регионы будут не урезаны в правах, а, наоборот, поощрены. Если государственный регламент предметов из стандарта исчезнет, руководители на местах получат возможность заменять "национальными" предметами не только 30%, но и остальные 70%.

ЮЛИЯ Ъ-ТАРАТУТА

КоммерсантЪ