27.04.2005

Дистрибуторы рвутся в ритейл. Оптовая компания "Арконада" создает собственную розничную сеть



ПЕТР МИРОНЕНКО

На российском рынке бытовой электроники за неполный год появился второй ритейлер, пришедший из оптовой торговли. Вслед за дистрибуторской компанией "Корсо", которая развивает сеть "Эксперт", о создании собственной розничной сети заявил еще один оптовик - "Арконада". Интерес к рознице дистрибуторы объясняют понижением рентабельности своего основного бизнеса. На рынке же считают, что оптовики просто пытаются выжить.
"На рынке дистрибуции и оптовой торговли маржа сократилась до минимума: по ТВ и аудиотехнике она не превышает 4%, по бытовой технике - 3-5%",- объясняет решение одного из крупнейших оптовиков о создании собственной розничной сети управляющий партнер Агентства мобильного маркетинга (консультирует "Арконаду") Виктор Ларионов.
То, что "Арконада" будет развивать розничную сеть, "Бизнесу" подтвердил исполнительный директор компании Евгений Тимофеев. "Мы десять лет успешно работали на оптовом рынке ("Арконада" торгует электроникой полусотни марок, в том числе Samsung, LG, Sony, JVC, Indesit, Electrolux.-"Бизнес") и теперь чувствуем в себе достаточно сил, чтобы трансформироваться в розницу",- говорит он.
Рабочее название проекта - "Арконада-ритейл", а настоящее название пока не раскрывается. Не раскрываются и конкретные условия франшизы: известно только, что на первоначальном этапе она будет бесплатной. "Арконада" предоставит партнерам свою вывеску, торговое оборудование и технологии, а также будет вкладываться в маркетинг.
"Арконада" уже достигла предварительной договоренности с рядом потенциальных франчайзи. Открытие первой очереди из 80 магазинов планируется на август. В компании пока не уточняют, в каких конкретно регионах откроются первые торговые точки сети. Известно только, что ни в Москве, ни в Петербурге на данном этапе магазинов "Арконады" не будет. Евгений Тимофеев утверждает, что о развитии в городах-"миллионниках" речи пока вообще не идет. Виктор Ларионов уточнил, что на первом этапе сеть будет развиваться "в крупных регионах, это будут Юг России, Северный Кавказ, Урал, Поволжье".
В "Арконаде" не называют и конкретных игроков, с которыми ведутся переговоры. Известно лишь, что среди них есть одна крупная региональная сеть, насчитывающая больше десяти магазинов. Приоритетными в качестве потенциальных франчайзи для "Арконады" будут небольшие сети, состоящие из трех-пяти магазинов. "Впрочем, в наше поле зрения попадают и несетевые игроки",- говорит Тимофеев. Магазины будущей сети в "Арконаде" разделяют на три формата: 100-150 кв. м, 150-500 кв. м и от 500 кв. м. Впрочем, на первом этапе в сети будут в равной пропорции представлены магазины двух первых форматов, а точек более 500 кв. м будет максимум две-три.
Евгений Тимофеев заявляет, что "Арконада" будет конкурировать со всеми игроками розничного рынка, однако из официального заявления компании очевидно, что главным своим соперником она считает работающую по похожей бизнес-модели сеть "Эксперт-ритейл", принадлежащую другому крупнейшему дистрибутору - компании "Корсо". ""Эксперт" ориентирован на как можно большее количество торговых точек, которые между тем сильно отличаются друг от друга, а значит, у сети нет единого лица",- утверждает Виктор Ларионов. По его словам, "Арконада" пойдет по пути большей унификации. К тому же, говорит Ларионов, у "Арконады" будет более яркая маркетинговая политика. Гендиректор "Эксперта" Кирилл Новиков заявления "Арконады" комментировать не стал. "Франчайзинговая модель сейчас очень перспективна, все зависит от того, как они ее реализуют",- говорит Новиков.
По информации "Бизнеса", выход "Арконады" на розничный рынок не последний подобный случай. В ближайшее время свой розничный проект собирается представить еще одна крупная оптовая компания. "Да и она будет не последней - сейчас о подобной диверсификации задумываются очень многие дистрибуторы",- говорит знакомый с ситуацией источник "Бизнеса".
На рынке не удивляются тому, что дистрибуторы один за другим выходят на розничный рынок. "Сейчас на российском рынке бытовой электроники серьезная конкуренция не только между ритейлерами, но и между дистрибуторами. Формирование розничной сети позволит "Арконаде" обеспечить сбыт закупаемой у производителей техники через своих франчайзи",- говорит PR-директор компании "Мир" Елизавета Тотунова. А президент Golder Electronics (производит бытовую электронику под маркой Vitek) Андрей Деревянченко добавляет, что создание собственной розничной сети - лишь один из выходов из сложившейся сейчас непростой для дистрибуторов ситуации. "Крупнейшие сети уже сейчас стремительно переходят на прямые закупки у производителей, и в ближайшее время дистрибуторам придется массово уходить с рынка",- говорит Деревянченко. Впрочем, президент Golder Electronics сомневается в успехе проекта "Арконады". "Оптовая и розничная торговля - очень разные вещи, не очень понятно, какие технологии они смогут предоставить своим партнерам",- говорит Деревянченко. Существование подобных проблем у оптовиков признает и начальник отдела маркетинга компании Synergenta (крупный импортер и дистрибутор) Лев Одляницкий: "Дистрибуторы сейчас ищут разные выходы из сложившейся ситуации: мы, например, усиливаем специализацию на нишевых продуктах - hi-fi-технике и автоэлектронике".


Деловая газета "Бизнес"