27.04.2005

"Петросоюз" пришелся Heinz по вкусу



ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА

ФАС одобрила поглощение российского производителя соусов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство Heinz о приобретении долей в 11 предприятиях петербургского производителя кетчупов "Петросоюз". Участники рынка сомневаются в успехе Heinz в России.
Слухи о том, что Heinz планирует приобрести активы "Петросоюза", появились на рынке в 2004 году. Представители обеих компаний отказывались подтверждать факт переговоров. В феврале 2005 года "Петросоюз" заявил, что ведет переговоры о создании совместного предприятия с крупным западным производителем, не уточнив его название. Примерно в это же время президент Heinz Вильям Джонсон рассказал The Wall Street Journal, что Heinz планирует создать СП "с одним из лидеров российского продовольственного рынка". В апреле этого года Heinz подала ходатайство в ФАС о покупке долей в 11 предприятиях "Петросоюза", в том числе в одноименной промышленной группе "Петросоюз", "Петрополимере", "Отрадном", "Ленпродукте", Петербургской продовольственной корпорации, "Нашей продовольственной компании" и Ивановском маргариновом заводе.
25 апреля ФАС дала разрешение на приобретение компанией Heinz долей в предприятиях группы "Петросоюз", сообщила вчера "Бизнесу" руководитель пресс-службы ФАС Ирина Кашунина. Уточнить размер пакетов, приобретаемых Heinz в предприятиях "Петросоюза", она отказалась.
В "Петросоюзе" по-прежнему хранят молчание. "Как и ранее, никаких комментариев по этому поводу мы не даем",- говорит директор по маркетингу компании Елена Васильева. В центральном офисе Heinz отказались от комментариев, связаться с сотрудниками европейского представительства компании вчера не удалось.
Если слияние компаний происходит при участии ФАС, речь идет о контрольном пакете акций компании "Петросоюз", предполагает владелец "Балтимор-холдинга" Алексей Антипов. Он оценивает стоимость "Петросоюза" не менее чем в $100 млн. Другой участник рынка оценил петербургского производителя дешевле - в "несколько десятков миллионов долларов".
"По моему мнению, компания "Петросоюз" изначально создавалась для того, чтобы потом удачно продаться. В этом случае они достигли своей цели",- говорит Алексей Антипов. По его мнению, приход Heinz в Россию приведет к обострению конкуренции на рынке. "Уже с осени стоит ожидать от Heinz агрессивного маркетинга и активной рекламной кампании".
Однако участники рынка сомневаются в том, что приход Heinz кардинально изменит ситуацию на российском рынке. "Все зависит от того, что в первую очередь покупала Heinz - продуктовый портфель "Петросоюза" или его дистрибуционную сеть, которая является одной из самых развитых в отрасли",- рассуждает руководитель масложирового дивизиона холдинга "Солнечные продукты" Сергей Иванов. Если целью покупки была дистрибуционная сеть, Heinz будет продвигать свои международные торговые марки кетчупов и их доля рынка подрастет, а если же Heinz привлекли торговые марки "Петросоюза", то совокупная доля обеих компаний принципиально не изменится, считает Иванов.
Алексей Антипов отмечает, что российский рынок и так достаточно конкурентен: помимо российских компаний, на нем представлены Unilever (брэнд Calve) и Nestle (марка "Торчин"). "Стать лидером российского рынка Heinz никто не позволит. Мы готовы к его приходу и не намерены отдавать ни одного процента рынка",- говорит Антипов.
Владелец "Балтимора" также сомневается в том, что Heinz имеет смысл переносить производство в Россию. "Увеличить долю рынка за счет снижения цены Heinz вряд ли сможет, так как в России этот продукт позиционируется в премиум-сегменте, снижение цены может только отпугнуть постоянных покупателей",- предупреждает Антипов.



Деловая газета "Бизнес"