28.04.2005
Rover

Rover против Великобритании. Работники компании будут судиться с правительством



Александр Борисов

Финансовые проблемы преследуют британский MG Rover с начала 90-х годов прошлого века. Тогда компанию купил немецкий BMW, но и его усилия не смогли улучшить финансовое положение Rover. Вложив в спасение компании более миллиарда долларов, BMW продал в 2000 году 70% акций Rover инвестиционной компании Phoenix Venture Holdings во главе с Джоном Тауэрсом за символические 15 евро. Но и усилия нынешних владельцев ни к чему не привели. По последним опубликованным компанией отчетам, продажи сократились на 2,4%, до 145 тысяч автомашин. В 2003 году убытки Rover составили около 120 млн. долларов.

непродаваемый Rover
Для сохранения производства Rover англичане решили продать 70% акций компании ведущему китайскому производителю автомобилей Shanghai Automotive Industry Corp. (SAIC) за 1,4 млрд. долларов. Британцы сохранили бы 6 тысяч рабочих мест на заводе в Лонгбридже и около 25 тысяч - на предприятиях-смежниках. Китайцам сделка позволила бы повысить технологический уровень собственных машин и продвинуть их на европейский рынок. Но по мере того как появлялась информация об истинных размерах задолженности MG Rover, желание китайцев сотрудничать сокращалось.

В марте стало известно, что пенсионные выплаты уволенным ранее сотрудникам уже исчисляются в 750 млн. долларов, хотя в конце 2003 года компания сообщала лишь о 120 млн. долларов. Готовность британского правительства предоставить заводу заем на погашение пенсионных задолженностей на сумму около 350 млн. долларов не помогла. Просчитав все риски, китайская SAIC в начале апреля официально отказалась от дальнейших переговоров. Для британцев это означало только одно - остановку конвейера и закрытие последнего национального автопроизводителя.

Письмо в правительство
На прошлой неделе все 6 тысяч рабочих завода MG Rover получили уведомления об увольнении. В среду стало известно, что сотрудники компании намерены подать в суд на министерство торговли и промышленности Великобритании. Суть претензий в том, что министр Патриция Хьюитт сообщила прессе о финансовых проблемах MG Rover, а это ускорило банкротство компании. О сумме иска не сообщается. Но, по мнению экспертов, речь может идти о сотнях миллионов долларов.

Между тем британское правительство пытается исправить ситуацию. В частности, ведутся переговоры с европейским авиастроительным гигантом Airbus о трудоустройстве части бывших сотрудников MG Rover.

А на прошлой неделе появились сообщения со ссылкой на министра промышленности Ирана Исхака Джахангири, что MG Rover начал переговоры с крупнейшими иранскими автопроизводителями - Iran Khodro и SAIPA - о возможном выкупе и развитии британского предприятия-банкрота. По словам генерального менеджера по маркетингу компании 'Рольф' Валерия Тараканова, иранцы, так же как и китайцы, заинтересованы сейчас в создании совместных предприятий с иностранными концернами для освоения современных технологий.

Почти банкрот
Официально иранцы не подтверждают переговоры о покупке Rover. По словам исполнительного директора промышленной группы Iran Khodro Моджтаба Шивапура, 'его компания не принимала решения и не планирует покупать MG Rover'. В том же духе высказались и представители SAIPA. Таким образом, MG Rover может ожидать скорое банкротство. По словам аналитика ИК 'Проспект' Ирины Ложкиной, компанию, скорее всего, ждет распродажа по частям.

Газета