11.05.2005

Heineken оккупировал Урал



Heineken Голландская пивоваренная компания Heineken NV подписала соглашение о покупке российского пивзавода «Патра». За вложенные $50–60 млн голландцам, кроме завода, достался весь уральский рынок пива.

В пятницу Heineken NV сообщила о подписании договора о покупке 100% акций пивоваренного завода «Патра» в Екатеринбурге. Доля рынка концерна Heineken увеличится с 3% до 8,3% (объем продаж прогнозируется на уровне 7 млн гекалитров в год). По оценкам экспертов, это обеспечит конкуренту третье место на быстрорастущем российском пивном рынке (пятом по величине в мире). Heineken ожидает, что в 2005 году рост российского пивного рынка составит 5,5% и превысит 89 млн гекалитров.

На уральский регион приходится 17% пивного рынка страны. Приобретение завода позволит компании Heineken занять лидирующие позиции по продажам в Екатеринбурге и во всем уральском регионе. Мощность пивоваренного завода «Патра» составляет 1 млн гекалитров в год. Производственные мощности могут в дальнейшем быть увеличены до 3 млн гекалитров пива в год.

Ранее владельцем «Патры» была компания «Альфа-Эко». Вице-президент «Альфа-Эко» Игорь Барановский подтвердил факт сделки. По его словам, у «Альфы» было несколько планов относительно дальнейшей судьбы «Патры», включая продолжение самостоятельного развития пивоваренной компании. «Всегда есть многовариантность. Но бывают предложения, от которых лучше не отказываться», – сказал он, не назвав сумму. Сумму сделки стороны не разглашают. По мнению аналитиков, она в пределах $50–60 млн.

О возможности сделки стало известно еще в конце в апреля 2005 года, правда, тогда только «Альфа-Эко» признавалась в том, что «Патру» может купить именно Heineken. «Мы никогда не скрывали, что ведем переговоры о продаже «Патры»», – заявили в компании. А в Heineken тогда сказали, что «слухи не комментируют».

Хотя еще в конце 2003 году стало очевидно, что компания Heineken заинтересована в производственных мощностях на Урале. В то время велись переговоры с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем о строительстве собственного завода под Екатеринбургом стоимостью $50 млн. Однако, на счастье «Патры», дальше переговоров дело не пошло. Будь у Heineken свой собственный завод на Урале – не выжить было бы «Патре» при такой конкуренции.

В любом случае, «покупка пивоваренного завода «Патра» полностью соответствует стратегии развития Heineken, которая заключается в приобретении компаний на быстро растущих рынках», – говорит господин Жан Франсуа Ван Боксмеер, член исполнительного совета директоров Heineken NV. Что доказывает приобретение сразу трех пивзаводов в прошлом году – стерлитамакского «Шихана», нижегородского комбината «Волга» и новосибирского «Собол Вир».

Наталья Мильчакова, старший аналитик из ИФК «Метрополь» подтвердила высказывание представителей Heineken, сказав, что «концерн действительно очень серьезно настроен на завоевание российского рынка». И по всей видимости, компании это удастся, «так на уральский рынок входить очень легко, он практически не занят, а продвижение в регионе уже давно полюбившихся брендов и общефедеральных марок – залог успеха».

Анна Дорофеева

Газета.RU