11.05.2005

Необъяснимый лидер. Сотовые операторы за год удвоили "мобильный ВВП"



КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ

Судя по отчетам двух аналитических компаний - iKS-Consulting и ACM-Consulting,- апрель стал редким месяцем, когда оператор сотовой связи МТС обыграл конкурентов по всем направлениям: в Москве, регионах и по России в целом. Объективных причин увеличения отрыва оператора аналитики привести не могут, говоря лишь о долгосрочных последствиях удачной маркетинговой политики оператора. Недавняя инициатива "Вымпелкома" по введению понятия "активный абонент" (см. "Бизнес" от 6 мая) экспертами пока осталась незамеченной - проникновение сотовой связи они считали по старинке, в результате получив 112,7% мобилизации в столичном регионе.
"Очевидных причин того, что МТС вырвался в апреле резко вперед, нет. Каких-то массовых рекламных акций или агрессивных маркетинговых предложений у оператора в марте-апреле не было",- заявила "Бизнесу" Елена Баженова из ИК "Атон". Между тем, по данным iKS-Consulting, МТС продемонстрировал очевидное лидерство в регионах (чистый прирост абонентов - 33,7%, доля рынка - 43,5%) и по России в целом (45,2% и 35,8% соответственно). Даже в Москве, где МТС с конца прошлого года шел нос к носу с "Вымпелкомом", сейчас лидер сумел обойти конкурента. Если доля "Вымпелкома" в чистом приросте абонентов упала до 28,4%, то доля МТС увеличилась до 53%, в результате оператор стал контролировать 43,9% столичного рынка, а "Вымпелком" - 43,2%. "Мегафон" сохранил примерно те же темпы роста, доведя свою долю в московском регионе до 12,3%.
В самом МТС считают, что увеличивающийся разрыв с конкурентами стал тенденцией еще в конце прошлого года, а в апреле этот опыт был распространен на Москву. "Мы воспользовались весенним оживлением рынка, предложив "Джинс-$10"",- заявил "Бизнесу" начальник департамента по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. Но Антон Погребинский из ACM полагает, что лидерство МТС в апреле вряд ли можно считать тенденцией: "Такой разрыв МТС продемонстрировал впервые, и, видимо, он связан с долгосрочными последствиями политики компании".
В "Вымпелкоме" более низкие показатели по сравнению с основным конкурентом объясняют проведением новой имиджевой политики, отдача от которой будет видна только в долгосрочной перспективе. Аналитики соглашаются: пока "Билайн" проводил ребрэндинг, конкуренты вывели на рынок несколько новых весенних предложений.
В целом, говорят эксперты, апрель стал достаточно спокойным месяцем на рынке сотовой связи. Как следует из отчета ACM, число пользователей сотовой связи в России в этом месяце выросло на 4% и достигло отметки 89,3 млн. Таким образом, рост числа абонентов составил 3,7 млн, что немного меньше, чем в марте, когда абонентская база выросла на 3,9 млн. Уровень проникновения сотовой связи, по данным ACM, в России на конец апреля 2005 года составил 62%, при этом год назад этот показатель был равен 31%. Можно сказать, что сотовые компании раньше всех выполнили наказ президента, удвоив "мобильный ВВП" за год.
В апрельских отчетах аналитики измеряли абонентскую базу операторов по старинке и не учли инициативу "Вымпелкома" по введению понятия "активный абонент". Как и прежде, проникновение на сотовом рынке Москвы превысило официальное количество жителей и составило 112,7%. Если учесть, что реальное количество жителей столичного региона, говорит Антон Погребинский, оценивается в 23-25 млн, то уровень проникновения в Москве и Подмосковье составляет около 77%.



Деловая газета "Бизнес"