11.05.2005

"Центр Ювелир" отходит на окраины



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА,
ПАВЕЛ ПРЯНИКОВ,
НАДЕЖДА РУСИНА

Крупная сеть ювелирных магазинов "Центр Ювелир" меняет формат - она закрывает торговые точки в центре города и переносит их в спальные районы. Причина - высокие арендные ставки, которые резко снижают рентабельность магазинов. Однако, как считают некоторые аналитики, с их переносом на окраины компания столкнется с другой проблемой - недостатком посещаемости магазинов, что также скажется на рентабельности.

Около месяца назад на сайте компании "Центр Ювелир" появилось сообщение о закрытии трех магазинов в центре Москвы: на Тверской улице, в Столешниковом и Большом Толмачевском переулках. Факт закрытия магазинов в компании подтвердили, но от комментариев ее гендиректор Сергей Алхазов отказался.
На рынке считают, что закрытие магазинов в центре города свидетельствует о смене формата ювелирной сети. Так, аналитик консалтинговой компании ProFinanceService Алексей Мелков полагает, что из-за высокой конкуренции в премиум-сегменте продажи "Центр Ювелира" были слишком низкими. "Поэтому руководство компании и решило закрыть магазины в центре раньше, чем они начнут приносить убытки",- предполагает Мелков. И добавляет, что закрытые магазины будут перенесены за Садовое кольцо - "в густонаселенные спальные районы". Президент консалтинговой группы "Эксклюзивные драгоценности" Алексей Смирнов соглашается с тем, что в некоторых случаях целесообразнее избавиться от нескольких ювелирных магазинов в центре Москвы, сократив расходы на их содержание, и одновременно развернуть дополнительные точки продаж в других районах города, где продукция пользуется большим спросом.
Экономия "Центр Ювелира" на арендной плате в случае вывода магазинов из центра города действительно может быть весьма значительной: по оценкам директора отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Наталии Орешиной, она может составить около 50%. По расчетам агентства недвижимости Knight Frank, арендные ставки для торговых коридоров за последние три года выросли на 16% (например, стоимость аренды одного квадратного метра торговых площадей на Тверской улице достигла $3,5 тыс. в год), и именно высокую арендную плату генеральный директор Русской гильдии содействия ювелирам Ярослав Молчанов считает главной причиной, заставившей "Центр Ювелир" менять формат торговли. Тем более что, как отметил один из топ-менеджеров Московского экспериментального ювелирного завода "Ювелирпром", после того, как в конце 2003 года банкир Александр Смоленский продал свой пакет акций "Центр Ювелира" гендиректору компании Сергею Алхазову, она начала испытывать нехватку финансирования.
Комментируя решение "Центр Ювелира", руководитель отдела коммерческой недвижимости Delta Realty Светлана Муханова обращает внимание на то, что центр города уже покинули магазины ряда торговых сетей электроники. "Например, компания "М.Видео" продала свой магазин на Пятницкой улице площадью почти 1500 кв. м примерно за $6 млн. Это закономерный процесс ротации в ритейле - в ЦАО в конце концов останутся только сверхрентабельные объекты торговли",- заключает Муханова. Впрочем, в случае с компанией "Центр Ювелир" не все риэлтеры считают ее решение оправданным - именно потому, что она продает все-таки не электронику, а предметы роскоши. Так, директор департамента торговой недвижимости Colliers International Максим Гасиев полагает, что переезд компании на окраину, напротив, только снизит ее обороты из-за низкой посещаемости. "Зачастую многие фирмы сознательно идут на убытки, размещая магазины в центре города: это дорого, зато позволяет поддерживать узнаваемость марки",- уверен Гасиев.

ОАО «Центр Ювелир» создано в 1992 году в результате приватизации московского отделения «Ювелирторга». На начало 2005 года сеть насчитывала 24 магазина в Москве. По данным системы «Интерфакс-Спарк», в 2003 году оборот компании составил около 597 млн рублей, чистая прибыль - 35,86 млн рублей.
В 1999 году 40% акций «Центр Ювелира» приобрел банкир Александр Смоленский, однако в конце 2003 года он продал свою долю генеральному директору компании Сергею Алхазову (в итоге его пакет, по данным «Интерфакс-Спарк», достиг 80,75%). В феврале 2005 года «Центр Ювелир» объединился с фирмой «Мосэкспо», владеющей сетью магазинов «Лейпциг». «Центр Ювелиру» также принадлежат 66,4% московской сети «Ювелир-Эксклюзив» и 51% тульского завода «Сапфир».

Деловая газета "Бизнес"