11.05.2005

«Билайн» не догоняет



Тимофей Дзядко

МТС продолжает увеличивать отрыв от «Вымпелкома»: по итогам апреля он составил уже 1,3 млн человек. Наблюдатели опасаются, что ради такого успеха МТС снова пожертвовала финансовыми показателями. А ее главный конкурент решил отказаться от соперничества в открытую, предлагая бороться не за количество, а за качество клиентов.

С каждым месяцем сотовые компании набирают все меньше новых клиентов, рапортует исследовательская компания iKS-Consulting: в апреле контракты купили 3,67 млн россиян, абонентские базы увеличились всего на 4,3% (4,7% в марте), а в Москве вообще на 2,9% (530 тыс. новых абонентов).

«Мы объясняем такие результаты сезонными спадами», – говорит Оксана Панкратова, старший аналитик iKS-Consulting.

Теперь в России насчитывается 89,3 млн абонентов (61,5%), а в Москве и Московской области их уже на 12,7% больше, чем жителей (19,14 млн против 17 млн соответственно). Аналитики компании ACM-Consulting считают, что реальное число жителей в Московском регионе может быть на самом деле 23–25 млн человек, поэтому операторам еще есть кого подключать.

По данным iKS-Consulting, по подключениям новых абонентов МТС оказалась бесспорным лидером как в Москве, так и в России в целом (53% и 46%), у «Вымпелкома» результаты почти вдвое меньше (28% и 27%). И замыкает тройку «Мегафон» – 17% и 16%. Зато «Мегафон» обошел по подключениям в своем родном Петербурге «Вымпелком» (21,8% против 19%), но больше половины абонентов все равно набрала МТС – 52,1%, сообщает ACM-Consulting. Разрыв между основными конкурентами – МТС и «Вымпелкомом», которые в целом обслуживают более 60 млн абонентов, увеличился с мартовских 800 тыс. до 1,3 млн человек

«Свою роль сыграла акция с комплектами «Джинс»: абонентам предлагается бонус в $10, который они получат в течение следующего полугода, – так Павел Нефедов, директор департамента общественных связей МТС, объясняет успехи месяца. – Эта акция долгосрочная, но она направлена на удержание абонентов. Главная причина нашего успеха в том, что мы смогли эффективнее конкурентов воспользоваться весенним оживлением рынка».

Юлия Остроухова, пресс-секретарь «Вымпелкома», совсем не переживает из-за того, что МТС так сильно вырвалась вперед. «В апрельских результатах ничего удивительного нет, мы, наоборот, стараемся уходить от гонки за новыми абонентами, – признается она. – Мы говорим о реальных вещах, а не о раздувании абонентской базы».

Господин Нефедов придерживается другого мнения: «Насыщение рынка как раз и будет сопровождаться постоянными переходами определенной категории абонентов, которые до сих пор не определились с выбором, от одного оператора к другому. Таких абонентов труднее всего удержать. Продав много sim-карт, мы получаем несколько клиентов, которые решают с нами остаться».

«Сейчас для нас основная цель – развить отношения с клиентами, сделать компанию более клиентоориентированной», – говорит госпожа Остроухова.

Оксана Панкратова, старший аналитик исследовательской компании iKS-Consulting, полагает, что пока «Вымпелком» не сильно в этом преуспел: «Народ просто немного не понял, что произошло. Ребрендинг, на который были брошены все силы, негативно сказался на «Вымпелкоме»: ему некогда было разрабатывать новые тарифные планы».

Но аналитик Панкратова видит и другие причины успеха МТС: «МТС впервые достаточно сильно вырвалась вперед по подключениям. Если бы в середине апреля «Вымпелком» не увеличил в три раза стоимость своих prepaid-комплектов (таких как «Би+»), то компания набрала бы намного больше новых абонентов».

«Действительно, мы повышали цены, но также поступал и наш основной конкурент. Но повышение цен не могло дать такие быстрые результаты, – не соглашается Юлия Остроухова из «Вымпелкома». – В апреле «Вымпелком» делал основной упор на создание нового имиджа компании, на ребрендинг «Билайна», который должен дать результаты в догосрочной перспективе».

Елена Саяпина, аналитик исследовательской компании ACM-Consulting, наоборот, сомневается, что ребрендинг «Вымпелкома» как-то повлиял на успехи МТС. «Все были удивлены этими результатами МТС, – признается она. – В МТС объясняют такой бурный рост тем, что им удалось урегулировать отношения с дилерами и закончить реструктуризацию огромной сети компании, которая была административно поделена на семь макрорегионов». «Хочется понять, какой ценой дался МТС такой большой успех, что мы узнаем в квартальных результатах, – говорит эксперт, пожелавший сохранить анонимность.– Например, бешеные подключения в четвертом квартале и декабре, когда операторы подключили рекордные 8,3 млн новых абонентов, а МТС вернула себе лидерство в подключениях (весь 2004 год лидировал «Вымпелком» – «Газета.Ru»), очень негативно сказались на ее финансовых результатах: средний ежемесячный счет с одного абонента упал до $11,2 ($16,3 в конце 2003 года), а показатель эффективности (маржа) снизился на 6% – до 29,4%».

Газета.RU