12.05.2005

Конец эры традиционных медиа или новый виток развития?



Газета New York Post бьет тревогу: по мнению ее обозревателя Джона Подхоретца, мир медиа стоит на грани настоящего коллапса. Большинство видов медиа – от мультиплексов до газет – переживают жесточайший кризис.

Голливуд охвачен паникой: уже два с половиной месяца подряд общие кассовые сборы киноновинок продолжают падать, вне зависимости от масштабности и бюджета выходящих проектов. Если еще год-два назад первый уик-энд мая был одним из самых «горячих» в сезоне, но в этом году за эти два дня собрали всего $83млн. – на 26% меньше, чем в прошлом году, когда один лишь «Ван Хельсинг» собрал $51.7млн. за два дня. И это, конечно, касается не только первого уик-энда мая – с самого начала года кассовые сборы выходящих блокбастеров оказываются заметно ниже ожидаемых.

Редакторы и издатели большинства крупных американских газет в шоке – тиражи бумажных газет падают с огромной скоростью. Например, по некоторым данным, тираж газеты Los Angeles Times за год упал на 13%.

Телевизионные сети США переживают мощный отток самой лакомой рекламной аудитории – молодых мужчин от 18 до 34 лет. Согласно исследованию компании Nielsen, зрители этой демографической категории за прошедший год стали смотреть телевизионный прайм-тайм на 8% меньше времени. Этот показатель продолжает падать уже десятый год подряд.

«Разговорные» радиостанции тоже теряют аудиторию. В то же время, слушатели музыкальных радиостанций все настойчивее требуют снизить количество рекламы и выпускать в эфир больше музыки.

Американская звукозаписывающая индустрия, в течение нескольких десятилетий диктующая музыкальную моду всему миру, уже не в состоянии представить публике сколь-нибудь заметных новых звезд и музыкальных направлений.

Всем этим тревожным явлениям по отдельности можно найти объяснение. Так, все голливудские блокбастеры этого года были на редкость неинтересны. А спад газетных тиражей объясняется отказом некоторых издателей от практики завышения реальных данных (после ряда прошлогодних скандалов, вызванных махинациями и завышением тиражей нескольких крупных газет).

Но не может же быть простым совпадением то, что пять главных столпов американского мира медиа – кино, ТВ, газеты, радио и звукозапись – одновременно переживают кризис. Что-то очень важное изменилось за прошедший год, а именно: широким массам стали доступны новые источники информации и развлечения.

Взять, например, кинотеатры. В течение 25 лет люди смотрели фильмы у себя дома на видео или DVD. Но только около года назад широкое распространение получили относительно доступные большие плоские телевизоры, способные доставить своему владельцу больше удовольствия от просмотра (дома, в тишине, на родном диване!), чем самые продвинутые кинотеатры с цифровым оборудованием и объемным звуком.

То же самое и с остальными медиа. Спутниковое радио предлагает значительно лучшее качество, чем обычное. Цифровые видеорекодеры осуществили мечту простого зрителя, который теперь может интересующую его передачу в любое удобное ему время, и уже без рекламы. А уж о том, как на способы получения информации повлиял Интернет, и говорить не приходится.

Конечно, владельцы традиционных медиа отнюдь не собираются безропотно уйти в небытие без борьбы. Газетные магнаты во всеуслышание заявляют о намерении перевести большинство своих изданий в Интернет, вещательное телевидение стахановскими темпами осваивает цифровое вещание, а киноиндустрия развивает систему продажи своей продукции через высокоскоростные сети. Поэтому говорить о конце эры привычных нам видов медиа пока рано. Особенно это касается России, которой большая часть описанных технических чудес еще не достигла, а если и достигла, то не получила широкого распространения. Так что не спешите выбрасывать старый телевизор!

Таймураз Цориев

media-online.ru