12.05.2005

Таблеткам сохранили имя. Дума сняла с рассмотрения законопроект о ликвидации фармацевтических брэндов



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Вчера комиссия Госдумы по противодействию коррупции рекомендовала отклонить законопроект о поправках в федеральный закон "О лекарственном обеспечении". Совет Думы отложил сегодняшнее рассмотрение данного законопроекта в первом чтении. Поправки, которые могли сократить почти до нуля инвестиционную привлекательность фармотрасли ("Бизнес" уже писал о них 4 февраля 2005 года), не прошли.

Вчера комиссия Госдумы по противодействию коррупции (КГДПК) дала отрицательное заключение на законопроект о поправках в федеральный закон "О лекарственном обеспечении" - она признала его "содержащим нормы, создающие дополнительные условия для развития коррупции в сфере оборота лекарственных средств" (заключение комиссии находится в распоряжении "Бизнеса"). Совет Думы вчера отложил первое чтение законопроекта, запланированное на сегодняшний день.
"Заключение не является обязательным к исполнению, и отклонить рассмотрение законопроекта могут лишь сами авторы (группа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы во главе с сенатором Борисом Шпигелем.- "Бизнес") либо решение пленарного заседания, поэтому продвижение законопроекта, скорее всего, продолжится",- сообщил "Бизнесу" зампред комитета Госдумы по образованию и науке Сергей Колесников.
По утверждению Бориса Шпигеля, поправки призваны искоренить подкуп врачей медицинскими представителями компаний-производителей. По словам Шпигеля, представители крупных компаний предлагают врачам, выписывающим рецепты, деньги за то, чтобы в рецепте значилось название определенного препарата. Для этого авторы законопроекта предложили регистрировать дженерики (лекарства, производить которые могут все компании; по данным "Фармэксперта", этот вид продукции занимает более 70% фармрынка) только по международному непатентованному наименованию (МНН), таким образом, большинство брэндов данной категории лекарств уйдут с рынка. Ведь на нем, по мнению Шпигеля, слишком много аналогичных препаратов.
Помимо этой наиболее значимой поправки законопроект содержит и другие. Каждая из них так или иначе ударит по производителям и потребителям (см. таблицу).
"Авторы законопроекта подчеркивают - подобные меры были удачно приняты в Германии, однако забывают, что это вызвало серию исков со стороны местных производителей, которые обвиняли друг друга в недобросовестной конкуренции. Ведь из аптек исчезло большое количество брэнд-дженериков, осталось лишь одно лекарство - того производителя, который смог договориться с дистрибутором",- говорит эксперт по правовым вопросам Союза профессиональных фармпроизводителей Светлана Завидова.
Планируемые поправки также пагубно сказались бы и на потребителе, который лишается права выбора лекарства. Выписывая рецепты только по МНН, врач перекладывает право выбора препарата на провизора, полагает гендиректор "Аптека-холдинга" Дмитрий Климов.
Один из участников рынка добавляет, что подкуп врачей если и случался на рынке, то носил точечный характер. "Даже самая крупная компания не может позволить себе такие серьезные и явно внебюджетные расходы",- говорит собеседник "Бизнеса". Подкупать ограниченное количество дистрибуторов и фармамаркетов будет гораздо легче, сетует он.
Дистрибуторы в свою очередь утверждают, что принятие поправок не будет на руку и им. "Дистрибутор лекарств не определяет спрос на тот или иной препарат, это не его задача. По сути мы также станем зависимыми от вкусов работников аптек, которые будут выбирать производителя по своему усмотрению и, соответственно, делать заказ поставщику",- говорит замгендиректора дистрибуторской компании "ЦВ Протек" Андрей Ларичев.

История вопроса
Законопроект, фактически отменяющий фармбрэнды, появился в Госдуме в середине 2004 года, тогда он был отклонен. В начале этого года он был пополнен поправками о госрегулировании цен и необходимости прямых поставок от производителей и представлен правительству РФ. 8 февраля 2005 года одобренный законопроект был направлен в Госдуму. В середине марта 2005-го был рассмотрен бюджетным комитетом, а 7 апреля 2005 года при закрытых дверях он был допущен комитетом по охране здоровья Госдумы к первому чтению, назначенному на 22 апреля 2005 года. Однако рассмотрение тогда так и не состоялось. Законопроектом заинтересовался комитет Госдумы по борьбе с коррупцией, который вчера вынес на него отрицательное заключение.

Деловая газета "Бизнес"