12.05.2005

Дело о миллиардном мусоре



ИРИНА ДРЕМИНА

12 мая 1986 года комиссия по ценным бумагам и биржам обвинила Дэниса Ливайна, сотрудника Drexel Burnham Lambert Group, в использовании инсайдерской информации. На самом деле удар был направлен против Майкла Милкена, возглавлявшего отдел "бросовых" облигаций Drexel. Он привел к одному из крупнейших скандалов на Уолл-стрит. Суд над "королем мусорных облигаций" привел к банкротству Drexel и краху рынка "бросовых" ценных бумаг.

Карьера Майкла Милкена началась в банке Drexel Burnham Lambert Group в 1970-е годы. В то время на рынке долговых обязательств безраздельно царили облигации "голубых фишек" - солидных компаний с огромной капитализацией. Облигации менее известных и богатых фирм презрительно называли junk-bonds - "мусорные", или "бросовые" облигации. Инвесторы считали их неходовыми, поэтому у небольших компаний практически не было доступа к дешевому финансированию. Милкен сделал себе состояние, применив принципиально новый подход к "мусорным" облигациям. Именно он убедил инвесторов, что такие бумаги могут принести огромную прибыль. Он вкладывал средства в компании, работавшие в сфере высоких технологий. На деньги, полученные от эмиссии "мусорных" облигаций, были созданы первая в США оптико-волоконная сеть, первая национальная система беспроводной телефонной связи, сеть кабельного телевидения. Крупнейшие предприниматели США, в том числе Тед Тернер и Руперт Мердок, не брезговали "мусорными" облигациями. Благодаря усилиям Милкена объем рынка junk-bonds в конце 70-х ежегодно увеличивался вдвое. К 1987 было выпущено "мусорных" облигаций на $53 млрд. Сам Милкен стал настоящим гуру фондовой биржи, его уважали и опасались.
Но у рынка "бросовых" облигаций была и темная сторона. "Мусорные" бумаги стали использоваться для проведения враждебных захватов. Технология была проста: с помощью выпуска "мусорных" облигаций любая фирма получала достаточно денег для поглощения крупной компании. Финансовое могущество Милкена было столь велико, что захватчику не приходилось даже выпускать акции. Милкен сообщал компании-жертве, что его клиент располагает средствами для враждебного поглощения, и жертва безропотно соглашалась на слияние. "Акулу капитализма" удалось остановить молодому амбициозному прокурору Рудольфо Джулиани. В 1986 году он сумел зацепить Милкена через одного из его сотрудников. Это был Дэнис Ливайн, инвестиционный банкир в Drexel Burnham Lambert. Он был уличен в нарушении законов торговли на бирже и передаче инсайдерской информации. Никто не сомневался, что за его спиной стоял Милкен. Разгорелся скандал, против Милкена выдвинули 98 обвинений. На суде он признал себя виновным по шести пунктам: в преступном сговоре, подстрекательстве к даче ложных показаний, нарушении установленных финансовых норм, мошенничестве на фондовом рыке, мошенничестве с использованием возможностей почтовой связи, помощи в заполнении ложных налоговых деклараций. Его приговорили к 10 годам тюрьмы, штрафу в $1100 млн и запретили заниматься финансовыми операциями. Отсидев 22 месяца, Милкен вышел на свободу. Сегодня он успешно борется с раком и учит молодых финансистов, как делать деньги. Банку Drexel Burnham Lambert повезло меньше: после отставки Милкена в 1990 году банк объявил о банкротстве. Разразившийся скандал привел к краху рынка "бросовых" бумаг. Инвесторы охладели к ним, а в обществе они стали ассоциироваться в первую очередь с враждебными поглощениями.

Деловая газета "Бизнес"