12.05.2005

Прощай, перегон. Российскому рынку подержанных иномарок из-за рубежа в ближайшее время можно будет ставить памятник



ЮРИЙ ХНЫЧКИН

Причем памятник этот будет надгробный. Случится это ровно в тот момент, когда правительство в очередной раз повысит ставки импортных пошлин или пересмотрит возрастную сетку для ввозимых в Россию автомобилей. О наличии именно таких планов вчера сообщил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. По переданным "Интерфаксом" словам Христенко, планку фактически запретительных пошлин на ввоз автомобилей старше семи лет планируется снизить до пяти лет. Это означает удар по подержанным автомобилям, находящимся в низшем и среднем ценовом сегменте, то есть составляющим основу и так еле теплящегося рынка "перегона". Дело в том, что относительно свежие машины, которым только что исполнилось три года и которые попали в категорию "проходных", обычно дороги для массового российского потребителя. Машины старше семи лет ввозить экономически нецелесообразно: одна пошлина может превышать продажную цену таких автомобилей за рубежом.
Сейчас перегонщики делают бизнес на ввозе довольно дорогих трехлетних машин, круг покупателей которых по понятным причинам ограничен, или на пяти-шестилетних массовых автомобилях, еще не перешедших запретный порог в семь лет. В случае претворения в жизнь планов Минпромэнерго вторая категория естественным образом отсекается. Министр выбрал для заявления подходящее место: оно было сделано во время посещения "АвтоВАЗа". Впрочем, в последнее время к лагерю гонителей "секонд-хэнда", к которому традиционно причисляли бонз отечественного автопрома, присоединились союзники из числа иностранных автопроизводителей, создающих в России сборочные производства. Не желая конкурировать с собственной продукцией, ввезенной в страну частниками, иностранцы горячо поддержали повышение импортных пошлин на подержанную технику. Теперь, когда бумажные планы концернов по строительству заводов переходят в стадию воплощения, от правительства им нужны доказательства верности выбранной линии. Заявление Христенко - как раз из этого числа.
Интересно, что сам по себе рынок автомобильного "секонд-хэнда" никуда не денется. Продажи новых автомобилей из года в год устойчиво растут и в ближайшее время обернутся сбросом трех-пятилетних автомобилей, купленных новыми в салонах официальных дилеров, на вторичный рынок. Между тем этот рынок совершенно не готов переварить значительные объемы: торговля по системе trade-in (прием старого автомобиля в зачет стоимости нового) практикуется лишь незначительным числом дилеров. Конечно, если они заглядывают вперед, то не упустят этого шанса. С ростом внутреннего рынка подержанных машин появляется возможность перепрофилировать свой бизнес и у бывших перегонщиков: вывески "иномарки из Германии" могут смениться на "иномарки из России".

Деловая газета "Бизнес"