12.05.2005

У русской водки появится знак качества. На экспортном товаре будет специальная маркировка



Мария Соловиченко

v1.jpg Российские водочники научат иностранцев узнавать русскую водку. Национальная алкогольная ассоциация предлагает ввести знаки качества для экспортируемой продукции. Предполагается, что это повысит конкурентоспособность отечественных производителей за рубежом и будет ежегодно приносить российской казне до 1,5 млрд. долларов.

Как стало известно ГАЗЕТЕ, Национальная алкогольная ассоциация (НАА) готовит для Минэкономразвития и Минсельхоза предложение о создании новой системы подтверждения качества экспортируемой российской водки. В зависимости от используемого спирта, технологии производства, упаковки и розничной цены водка будет разделяться на четыре категории качества. Каждой из них будет соответствовать специально разработанная маркировка: ультрапремиум, суперпремиум, премиум и стандарт. На три категории будет разделен спирт, из которого изготавливается 'русский продукт': люкс, экстра, стандарт. К первой категории - ультрапремиум - отнесут самую дорогую и качественную водку, спирт для которой изготовлен из отборных сортов пшеницы. Во вторую категорию попадет водка, изготовленная на основе спирта люкс - высшей категории очистки. В третью категорию попадет водка на основе спирта люкс и экстра, а в четвертую - продукт, позиционирующийся в среднеценовом сегменте и изготовленный на основе спирта стандарт. Новый знак качества будет выглядеть аналогично французским коньячным аббревиатурам. На этикетке водки класса суперпремиум из спирта люкс будет стоять значок SP-LX, а на этикетке водки класса стандарт, изготовленной из спирта стандарт, напишут ST. Эта система стандартизации будет применяться только для российского продукта.

'Сегодня западноевропейский рынок водки полностью контролируется псевдорусскими брендами, такими как Орлов, Чехов, Попов. Европейские производители водки намеренно вводят своих потребителей в заблуждение, позиционируя свой продукт как русский. И большинство потребителей на Западе искренне считают, что водки под этими брендами производятся в России', - объясняет инициативу президент НАА Павел Шапкин. В настоящее время российские производители водки ежегодно экспортируют за рубеж 40 млн. литров водки почти на 80 млн. долларов и занимают на европейском рынке ничтожную долю - не более 5%.

Зарубежные водки значков не получат. Иными словами, знаки качества на этикетке должны будут помочь западным потребителям отличить настоящую русскую водку от всех прочих псевдорусских водок. Кроме того, российские водочники смогут более успешно конкурировать со своими западными коллегами. В НАА подсчитали, что после реализации проекта отечественные производители водки смогут увеличить объем продаж в странах Западной Европы на 3 млрд. долларов. Увеличение продаж принесет российской казне дополнительные доходы в размере 1,5 млрд. долларов.

Чиновники инициативу не комментируют, ссылаясь на то, что 'пока не получали официального предложения от производителей'. При этом в Минсельхозе признали, что 'проблема псевдорусских водок на Западе существует'.

'Подобная система стандартизации необходима российским производителям, но она обязательно должна быть согласована с государством, - считает Алексей Егарнин, президент 'Мороз Алко Групп'. - Ведь система не будет работать без солидной рекламной кампании, которая невозможна без поддержки государства'.

'Экспорт водки должен быть частью государственной политики, поскольку понадобятся значительные ресурсы для информирования западного потребителя, которыми производители не обладают', - говорит Андрей Сергеенков, коммерческий директор ЧЗАП 'ОСТ-Алко'. По его словам, именно государству необходимо разработать рекламно-просветительскую программу под условным названием 'водка из России'. 'Европейцам нужно объективно объяснить, что это будут за категории 'русской водки', а также каков механизм оценки. Только тогда эта система стандартизации может эффективно работать', - говорит Сергеенков.

Генеральный директор компании 'Коллекция вин' Андрей Ткемаладзе уверен, что новая программа стандартизации заработает очень нескоро. 'Для того чтобы хоть какой-то стандарт имел вес на Западе, должно пройти минимум 10 лет, за которые наши производители должны ни разу не упасть в грязь лицом', - резюмирует Ткемаладзе.

Газета