13.05.2005

Ледниковый интернет-период. Сколько еще отпущено старым добрым интернет-кафе?



АЛЕКСАНДР ОСТРОГОРСКИЙ

В прошлом году все прогрессивное человечество праздновало десятилетний юбилей концепции интернет-кафе: первое заведение, предоставляющее услуги публичного доступа во Всемирную сеть одновременно с общепитом - кафе Cyberia, открылось в 1994 году в Лондоне. Вслед за ним подобные предприятия открывались во всех концах Земли, а в Москве первые интернет-кафе объявились в 1996 году - и сейчас занимают прочное место в городском ландшафте и экономике.
Однако каковы перспективы этого бизнеса? Сколько еще лет отведено уже старым добрым - по сравнению с новыми технологиями - интернет-кафе. Не исчезнут ли они, как динозавры, в ледниковом периоде всеобщей интернетизации?
Происхождение видов
Сколько таких динозавров в нашем городе - вряд ли кто-то сможет с уверенностью ответить. В эту категорию мы готовы записать не только настоящих монстров, чьи помещения рассчитаны на одновременное присутствие сотен пользователей, но и оборудованные в полуподвальных помещениях спальных районов игровые клубы, в которых могут поместиться от силы два десятка школьников из окрестных домов. Срок жизни последних недолог, достаточных инвестиций они не привлекают и потому редко развиваются во что-то заметное, зато новые заведения такого типа могут открываться десятками каждый год.
Тем не менее и серьезных игроков на этом рынке достаточно, чтобы жалеть об их вымерзании. Практически в одно время открывались первые большие интернет-центры сетей Cafemax, Timeonline и Netcity. Но их истории развивались по-разному. Если проект Cafemax вырос в полноценную сеть из семи заведений (два из которых - в Питере), то Netcity уже давно не выходит за пределы двух интернет-кафе, а Timeonline, открывший свое первое заведение у самого Кремля в торговом центре "Охотный Ряд", после различных перипетий только недавно основал второе.
В любом случае именно эти трое сформировали у российского потребителя представление о современном качестве этого бизнеса - стиль и удобство, большое пространство и много мест, вполне качественный и ощутимый по ценам общепит, внимательное, но без панибратства отношение со стороны персонала и т. д.
Глобальное похолодание
Однако сегодняшний день предлагает не менее современные по духу и качеству альтернативы. По-прежнему можно выходить во Всемирную сеть с помощью модема и телефона (у этого древнего способа открылось второе дыхание после того, как его скрестили с IP-телефонией). Тем, кому важно постоянство и качество связи, свои услуги предлагают общегородские и местные (один-два почти в каждом районе) провайдеры. Для тех же, кому важно быть "на связи" с кибер-миром за пределами дома и работы, есть несколько вариантов доступа: через операторов сотовой связи с помощью телефонов и специальных плат в переносных компьютерах, через точки публичного беспроводного доступа по технологии WiFi. Сейчас только в рамках в целом имиджевого проекта интернет-портала Yandex бесплатный доступ по этой технологии можно получить в полуторастах московских заведений.
Каково же будущее интернет-кафе? За ответом на этот вопрос мы обратились к человеку, систематически отслеживавшему на протяжении последних лет историю их создания и развития, к Андрею Травину, сейчас - PR-менеджеру компании SpyLOG: "В середине 90-х идея интернет-кафе притягивала тонкие умы, на рубеже веков - умы бизнесменов, создавших модели для этого бизнеса. В настоящий момент интернет-кафе, как и саунам, например, крайне сложно притягивать любые пытливые умы, они стали частью повседневности. Описать в одном предложении специфику момента в сфере интернет-кафе сейчас, пожалуй, даже труднее, чем рассказывать всю историю сначала. Если совсем схематично: принципиально новых бизнес-моделей здесь в последние годы не возникло, если не считать WiFi в большом количестве заведений, которые не позиционируют себя как интернет-кафе".
Динозавры не сдаются и не умирают
Сеть интернет-центров Cafemax, безусловно, самый динамично и уверенно развивающийся проект в этой области. Начинался он как ответвление чисто виртуального проекта emax - некоторые могут припомнить едва ли не первое отечественное реалити-шоу "Три сестры". Однако реальные и красивые помещения интернет-центров Cafemax оказались гораздо более востребованными. Интернет-проекта emax больше не существует, тогда как команда Cafemax открыла осенью седьмой интернет-центр и продала франшизу в Алма-Ату.
Разумно поэтому было обратиться именно к ним за разъяснениями: чему они обязаны относительным благополучием и на что рассчитывают в будущем. С неблагоприятным прогнозом корреспондент "Бизнеса" пришел к генеральному директору сети Владу Беляеву и вот что от него услышал: "Была ситуация, примерно похожая, в Штатах, если я не ошибаюсь, в 70-е годы, когда был бум торговли по каталогам. И тогда достаточно продвинутые и умные консалтинговые компании предрекали скорый закат ритейлового бизнеса. Но этого не произошло. Потому что не учитывался важный психологический момент: мы все социальные существа, нам нужно смотреть на себе подобных, общаться с ними и разговаривать. Развитие интернет-технологий дает скорость, качество, больше мест доступа и т. д. С самого открытия Cafemax мы знали, что более 90% наших клиентов имеют доступ к интернету в альтернативных местах. Но мы даем людям общение. И соединяем с той доминантой, которая есть в интернете,- быстрый доступ, разнообразие информации. Это точка пересечения, которая не даст умереть идее публичного доступа в интернет".
"При наличии кухни в каждой квартире у нас существуют и кафе, и рестораны, и разоряться они не собираются. И интернет-провод в каждом доме - еще не повод говорить о конце интернет-кафе. Вы идете по Москве, вы посетили какую-нибудь выставку, и вам захотелось сделать о ней запись в своем дневнике, поделиться радостью - вы не побежите в спальный микрорайон, чтобы это сделать, а потом вернуться в центр города. Кафе - это скорее клуб по интересам",- уверенно заявляет Вячеслав Матвеев, менеджер сети Netcity.
Клуб по интересам, или вообще клуб,- это самое главное достоинство не только интернет-кафе, но их конкурентов, для которых интернет не является "основным бизнесом". И если для участников проекта Yandex.WiFi возможность доступа в интернет - всего лишь еще одна и не самая важная услуга клиенту, то для такого заведения, как интернет-паб "Флегматичная собака", расположенного в том же "Охотном Ряду",- это уникальный элемент имиджа, атмосферы заведения. "Таких заведений, как мы, практически нет. У нас интернет бесплатный - в подарок к заказу. Но одно с другим не связано, люди не ходят к нам смотреть в интернете что-то по работе. Это место отдыха, в котором можно что-то посмотреть в Сети",- объясняет специфику паба управляющий Иван. Другие составляющие проекта - концертная программа, интерактивная система общения посетителей между собой через внутреннюю сеть, встроенное в эту же сеть меню и система заказов.
Главное на холоде - не спать
Тем не менее бизнес есть бизнес. Уверенность в самой концепции публичного доступа не мешает владельцам интернет-кафе воевать за прибыль с каждого квадратного метра площади. Виртуозностью здесь отличается сеть Cafemax, предоставляющая территории своих интернет-центров представительствам турфирм, студиям цифровой фотографии, магазинам.
В случаях если общепит представляется руководству отдельной и сложной проблемой, заключаются всевозможные альянсы - Timeonline в "Охотном Ряду" отдал часть площадей "Шоколаднице", Cafemax усилила интернет-центр на метро "Новослободская" совместным проектом с сетью "Пироги".
Что касается угроз со стороны альтернативных способов доступа, то интернет-кафе, понимая, что не смогут победить этого противника, решили сделать его своим другом. Так, например, точка продаж пакетов "Стрим" (высокоскоростной доступ в интернет по телефону) открылась в одном из интернет-центров Cafemax. Беспроводной доступ в интернет по технологии WiFi (платный, разумеется, в отличие от сети проекта Yandex.WiFi) работает и в заведениях сети Cafemax, и в интернет-кафе Timeonline - что особенно приятно тем, кто не хочет во время работы далеко отходить от стола с напитками и едой.
Как ни соблазнительно было бы сейчас устроить похороны идеи интернет-кафе - для этого нет достаточных оснований. Значит ли это, что интернет-кафе больше ничего не угрожает - ни сейчас, ни в будущем? Увы, следующий период похолодания уже обозначился. Сотрудники ФСБ в очередной раз заявили о своем интересе к регулированию Всемирной сети. Секретные службы таких известных ограничениями на доступ к интернету стран, как Китай или Иран, уже давно поняли, что интернет-кафе - одно из самых слабых звеньев. И укрепление его может стать актуальной задачей для наших спецслужб не сегодня завтра.


Деловая газета "Бизнес"