13.05.2005

Стаканчики уронили рынок. Падение продаж мороженого вызвано снижением рентабельности мелких производителей



ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА

За последние два года производство мороженого в России ежегодно снижалось на 2-3%, а за I квартал 2005 года упало еще на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако крупные игроки не паникуют: по их мнению, такое положение на рынке связано не с плохой погодой, а с резким спадом продаж в нижнем ценовом сегменте, который может разорить мелких производителей.
"Мелкие производители мороженого не имеют физической возможности запускать в производство дифференцированные, высокорентабельные виды мороженого: их удел - стакан и брикет",- говорит председатель совета директоров компании "Инмарко" Дмитрий Докин. Рентабельность такого мороженого сейчас близится к нулю, и компаниям приходится либо сокращать объемы производства, либо вообще уходить с рынка, добавляет он.
По данным "Инмарко", на российском рынке существует более 300 производителей мороженого, из которых крупных компаний около 15. По прогнозам участников рынка, в ближайшие годы мелкие производители мороженого просто исчезнут. "Небольшим хладокомбинатам гораздо выгоднее зарабатывать на хранении широкого ассортимента замороженных продуктов, чем производить мороженое",- говорит Докин из "Инмарко".
Еще одна причина снижения продаж - перераспределение спроса. Участники рынка считают, что растут только средний и верхний ценовой сегменты. "Сейчас потребительские предпочтения смещаются от "стаканчиков" к более дорогому и качественному мороженому. Сегмент "рожков" в прошлом году вырос примерно на 15-20%",- говорит директор по маркетингу "Русского холода" Сергей Троценко. С ним соглашается Дмитрий Докин. По его данным, продажи "рожков" в прошлом году выросли на 40%, в этом прогнозируется рост еще на 20%.
Примерно так же растет потребление эскимо и семейного мороженого. "Цена на молоко в последнее время повышается, а на дешевое мороженое производители не решаются поднимать цену. Себестоимость мороженого в стакане и в рожке примерно одинакова, а разница в розничной цене может превышать 100%",- подтверждает начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. По ее оценке, у мелкого производителя мороженого рентабельность на 30-40% меньше, чем у крупного. Докин добавляет, что, несмотря на то что ниша дешевого мороженого освобождается, крупные производители не торопятся заполнять его своим продуктом. "Мы сознательно не выходим в низкий ценовой сегмент. Спрос на дорогое мороженое растет, а "стаканчики" производить просто невыгодно",- отмечает Докин.
Постепенное освобождение сегмента дешевого мороженого также вызывает постоянный спад на рынке. "Часть потребителей, привыкших к мороженому в стаканчике за 5 руб., не готова покупать более дорогое мороженое, они начинают отдавать предпочтение другим кондитерским продуктам. Это причина падения спроса",- говорит Докин.
Несмотря на спад рынка, крупные игроки продолжают инвестировать в производство. Напомним, "Талосто" в начале года объявила о намерении инвестировать в развитие производства мороженого $130 млн, "Русский холод" в начале июня планирует запустить новую фабрику мощностью 35-40 тыс. т в год. За счет изменений структуры спроса и перераспределения долей рынка крупные игроки рассчитывают увеличить объемы продаж примерно на 20%. Однако, по мнению Натальи Одинцовой из "Проспекта", и у мелких производителей все же есть шанс остаться на рынке. "Им надо объединяться, чтобы хоть как-то повысить рентабельность своего производства",- говорит аналитик.



Деловая газета "Бизнес"