13.05.2005

Три года для махинаторов. Госдума ужесточила наказание за фиктивные банкротства



МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ
ВЛАДИМИР ЛАВИЦКИЙ


Злоупотребления при банкротстве предприятий будут обходиться их менеджерам в два раза дороже. Вчера Госдума приняла в первом чтении блок правительственных поправок, которые резко ужесточат уголовную и административную ответственность руководителей организаций за неправомерные действия при банкротстве предприятий.
О том, что ответственность менеджеров предприятий-должников при банкротстве их организации будет ужесточена, Минэкономразвития предупреждало еще в начале этого года (см. "Бизнес" от 21 января и 1 марта). Вчера эту позицию поддержала Госдума, одобрив в первом чтении изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Согласно поправкам, неправомерные действия при банкротстве грозят руководителям организаций-должников сроком лишения свободы до трех лет, в то время как сейчас только до двух лет. Кроме того, штрафы за преднамеренное банкротство будут повышены с нынешнего уровня 100-300 тыс. руб. до уровня 200-500 тыс. руб.
"В 2003 году за неправомерные действия при банкротстве осуждено 26 человек, за преднамеренное банкротство - 12 человек, а за фиктивное банкротство - один человек. Это в сотни и даже в тысячи раз меньше, чем количество дел, по которым возбуждались подобные дела",- убеждал депутатов ужесточить законодательство о банкротстве замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов.
Помимо усиления уголовной ответственности депутаты поддержали и усиление административной для предприятий-должников. В частности, поправками в КоАП предложено увеличить с 50 до 100 МРОТ штраф для менеджеров за фиктивное или преднамеренное банкротство предприятия. Кроме того, за подобные правонарушения нерадивые менеджеры могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.
По мнению директора Регионального агентства управления долгами Александра Митина, предложение правительства в большей степени направлено на ужесточение санкций (увеличение срока лишения свободы, увеличение размера штрафа) и для обеспечения эффективности процедур банкротства является скорее благом. "Подобное внимание правительства и законодателей к институту несостоятельности дает возможность в целом развивать институт банкротства, что в перспективе, будем надеяться, даст экономике эффективный инструмент регулирования",- считает Александр Митин.
Впрочем, эксперты уверены, что ужесточение ответственности менеджеров предприятий-должников не самоцель поправок. По мнению председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, одобренные законопроекты существенно сокращают возможности для искусственного банкротства предприятий с целью их дальнейшего захвата.
Президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин напоминает, что первая редакция закона "О банкротстве" была составлена в первую очередь в интересах должников, вторая - уже в интересах кредиторов, в то время как третья и последняя соблюдет взаимные интересы кредиторов и предприятий.



Деловая газета "Бизнес"