13.05.2005

Иномаркам простят молодость. Российский рынок откроется для годовалых подержанных автомобилей



РОМАН ГУЛЯЕВ
ЮЛИЯ КАРУЛИНА


Минпромэнерго неожиданно решило считать новыми иномарками автомобили, с момента выпуска которых прошел один год, а не три, как сейчас. В результате ввоз в Россию почти "свежих" иностранных автомобилей существенно удешевится. Участники рынка отмечают, что в таком виде это решение выгодно разве что "серым" игрокам и полагают, что оно может оказаться предвестником повышения пошлин на подержанные иномарки.
Перед обсуждением правительством перспектив российского автопрома, которое состоится 19 мая, Минпромэнерго предложило свой план мероприятий по развитию отрасли. В их числе, как заявил глава министерства Виктор Христенко,- изменение пошлин на импорт подержанных иномарок. Как уже сообщал "Бизнес" (см. вчерашний номер), под действие запретительных пошлин решено подвести автомобили старше пяти лет. Однако одновременно Минпромэнерго планирует снизить и максимальный возраст новых иномарок - с трех лет до одного года. Таким образом, автомобили возрастом от года до трех, за ввоз которых сегодня приходится платить высокие пошлины - как за новые, теперь будут считаться подержанными, и ввозные пошлины на них станут меньше. В профильных министерствах, МЭРТе и Минпромэнерго, "Бизнесу" вчера не удалось получить каких-либо комментариев о причинах предлагаемых изменений.
Участники рынка не смогли придти к единому мнению о том, кому может быть выгодно это решение. "В первую очередь, оно негативно отразится на импортерах дорогих автомобилей, но вряд ли коснется того сегмента автомобильного рынка, в котором находятся автомобили Lada",- полагает заместитель директора АвтоВАЗа по связям с общественностью Александр Громков. Генеральный менеджер группы "Рольф" Валерий Тараканов уверен, что новые схемы выгодны только "серым" дилерам и тем, кто работает с машинами second-hand. По его мнению, снижение возраста новых машин с трех лет до года - возможно, ошибка чиновников Минпромэнерго, которые не просчитали все последствия этого решения для автомобильного рынка России. А один из участников рынка заметил, что таким образом правительство, вполне вероятно, готовится все-таки к повышению пошлин на подержанные автомобили, чтобы привлечь иностранных инвесторов к созданию в России собственных заводов и совместных предприятий с отечественными компаниями.
Опрошенные "Бизнесом" представительства иностранных автопроизводителей посчитали несостоятельным напрашивающееся предположение о возможном буме ввоза в Россию годовалых автомобилей (в том числе без пробега, с европейских или американских "стоков"). "Мы централизованно не завозим подержанных легковых автомобилей. Такие машины, продающиеся в салонах наших дилеров, получены от российских покупателей по схеме trade-in",- сказала "Бизнесу" PR-менеджер российского представительства DaimlerChrysler Елена Дивакова. По словам брэнд-менеджера дилерской компании Musa Motors Романа Полонского, одно из основных преимуществ официальных дилеров - наличие гарантии на автомобиль, чего не могут предоставить "серые" дилеры. "Нам самим использовать эту схему ввоза для продажи прошлогодних машин неинтересно",- сказал он.
По мнению менеджера по связям со СМИ "Фольксваген груп рус" Андрея Гордасевича, импортеру и официальным дилерам невыгодно заниматься также продажей по низкой цене недораспроданных прошлогодних машин. "Для того чтобы организовывать акцию, нужно не 15 автомобилей, а несколько сотен. И здесь затраты на акцию могут быть больше, чем выгода от ее проведения". Глава "Ауди Россия" Оскар Ахмедов также считает, что импортерам и официальным дилерам невыгодно использовать новую схему для продажи. "Чтобы на этом зарабатывать деньги, придется тратить много времени на поиски и доставку непроданных машин,- говорит он.- Кроме того, времена, когда в России покупали автомобили, произведенные не специально для России, а для Турции, Африки или Арабских Эмиратов, уже прошли. Большинство наших машин изготавливаются на заказ".
"Мы не сможем объяснить клиенту, почему в салоне стоят две почти одинаковые машины, и цена на одну из них выше, чем на другую,- продолжает Ахмедов.- Тогда придется снижать цены и на новые автомобили". Кроме того, по его словам, для России на Audi действуют специальные отпускные цены, и машина, купленная по отпускной цене для другого рынка и растаможенная по льготным пошлинам, может оказаться не дешевле новой.
По мнению Андрея Гордасевича, новые условия будут интересны скорее для покупателей машин в низком ценовом сегменте - до $20 тыс. "Человек, покупающий Touareg за $80 тыс., не будет экономить и приобретать машину у "серых" дилеров без комплектации, адаптированной для российских условий, без гарантии и т. д.",- уверен он. Впрочем, это мнение опровергается достаточно большими продажами новых топ-моделей BMW и Mercedes через "серых" дилеров. Это автомобили с американского рынка, которые обходятся покупателем на 10-15% дешевле европейских. "Крупнейшие производители, особенно в этом сегменте, объявляют о мировой гарантии, которая поддерживается не только в стране приобретения, но и во всем мире",- отмечает Валерий Тараканов. А покупатель машин в этом сегменте нередко предпочитает сэкономить $10-15 тыс.



Деловая газета "Бизнес"