13.05.2005

Итоги проекта "Листинг PR-служб Санкт-Петербурга"



На первом этапе проекта 48 штатных PR-специалистов петербургских компаний представили агентству "Бизнес-территория" свои рекомендации по составу журналистов для проведения опроса. Все рекомендованные журналисты получили приглашение ответить на вопросы анкеты, при этом сотрудники агентства настаивали на очном интервью – по формату исследования опрос по телефону или по электронной почте мог дать искаженные результаты.

"Листинг PR-служб Санкт-Петербурга" составлен PR-агентством ИАЦ "Бизнес-территория" по итогам опроса 130 журналистов из 59 средств массовой информации. В листинг вошли 216 PR-служб и отдельных специалистов.

При разработке анкеты ИАЦ "Бизнес-территория" посчитал существенным условием "чистоты эксперимента" необходимость отделить известность пиарщиков от личного профессионального опыта журналиста. В ходе опроса журналисты самостоятельно (спонтанно) называли штатных специалистов PR-отделов компаний, с которыми они активно сотрудничают сейчас или сотрудничали раньше.

По замыслу проекта, в листинге не рассматриваются пиарщики некоммерческих профессиональных объединений, органов государственного управления и контроля, PR-агентств и рекламных  агентств, оказывающих PR-услуги. Специалисты ИАЦ "Бизнес-территория" считают, что задачи и условия работы перечисленных организаций существенно отличаются от задач и условий, в соответствии с которыми действуют штатные PR-специалисты в коммерческих структурах.

По итогам проекта все названные журналистами PR-специалисты вошли в листинг в порядке частоты упоминаний. Исключения составили те сотрудники, которых агентству не удалось обнаружить в компаниях, названных журналистами в качестве места работы пиарщика. Также в листинг не вошли названные журналистами московские специалисты, взаимодействующие с петербургскими СМИ.





Необходимые пояснения


Мы очень хорошо понимаем, что задачи PR-отделов не ограничиваются работой со СМИ, а в некоторые периоды деятельности компании даже исключают общение с медиа. Оценки журналистов характеризуют не профессионализм пиарщика, а сложившуюся систему взаимоотношений конкретного PR-отдела со средствами массовой информации.

В разных компаниях у одного и того же специалиста будут разные задачи, полномочия и ресурсы. Поэтому, если пиарщик не вошел в листинг, это еще не означает, что он недостаточно компетентен в работе со СМИ - возможно, перед ним в данный момент ставятся другие цели.

В целом, справедливо утверждать, что на рынках с высокой конкуренцией PR-активность и, в том числе, активность взаимодействия со средствами массовой информацией, должна быть также высокой. При этом отставание по числу упоминаний в листинге от конкурентов может объясняться с равной долей вероятности тремя факторами или их сочетанием:

1) Руководство компании недооценивает значение media-relations или имеет о них искаженное представление.

2) PR-специалист, ответственный за отношения со СМИ, неправильно строит свою работу.

3) Между руководством и PR-специалистом нет взаимопонимания.

Вне зависимости от причин, объясняющих позиции PR-службы в листинге, ИАЦ "БИЗНЕС-ТЕРРИТОРИЯ" считает, что каждый PR-специалист, упомянутый в листинге хотя бы один раз, выбран журналистами добровольно и осознанно и характеризуется ими как человек, качественно выполняющий свою работу. Первый вопрос анкеты требовал от журналистов назвать именно таких людей:

Назовите, пожалуйста, пресс-службы и PR-специалистов, взаимодействие с которыми Вы считаете наиболее удобным и эффективным для выполнения Вами своей работы. Просьба называть только те службы, с которыми Вы работали или работаете лично.

Многие выводы в данном исследования основаны на данных по PR-службам, получившим 2 и более упоминания в листинге (108 компаний). Этой выборкой мы ограничились в целях экономии времени, необходимого для анализа листинга.

В списке PR-служб 108 петербургских компаний, получивших более 1 упоминания, характерно следующее распределение по отраслям:

Продукция и услуги индивидуального потребления (b to c)

21%

Финансы и инвестиции

17%

Недвижимость

13%

Автомобили

12%

Продукция и услуги производственного назначения (b to b)

11%

IT и телекоммуникации

11%

ТЭК и транспорт

7%

Страхование

5%

Торговля

3%

 

Распределение участников листинга по частоте упоминаний

20 упоминаний  получили

2

PR-службы

17 упоминаний  получили

4

PR-службы

16 упоминаний  получила

1

PR-служба

15 упоминаний  получили

2

PR-службы

14 упоминаний  получили

2

PR-службы

13 упоминаний  получила

1

PR-служба

11 упоминаний получила

1

PR-служба

10 упоминаний  получили

2

PR-службы

9 упоминаний  получили

5

PR-служб

8 упоминаний  получили

4

PR-службы

7 упоминаний  получили

3

PR-службы

6 упоминаний  получили

6

PR-служб

5 упоминаний  получили

9

PR-служб

4 упоминания  получили

13

PR-служб

3 упоминания  получили

19

PR-служб

2 упоминания  получили

34

PR-службы

1 упоминание  получили

108

PR-служб


Критерии оценки работы PR-служб по анкете

При проведении исследования сотрудники ИАЦ "Бизнес-территория" ставили целью получить максимально конкретные критерии оценки взаимодействия PR-специалистов и СМИ. При этом мы свели к минимуму возможность собственного влияния на набор критериев, задавая сначала открытый, а затем закрытый вопрос.

Второй вопрос анкеты формулировался следующим образом:

По каким критериям вы считаете взаимодействие с названными службами эффективным и удобным?

Следующим шагом журналист ранжировал названные им критерии, и только затем интервьюер предлагал список из 6 критериев, сформулированных агентством. Журналист мог отказаться рассматривать предложенные критерии.

Критерии, предложенные агентством, и количество голосов за или против использования критерия:

Наименование критерия

Критерий

важен

Критерий

неважен

Информационная активность: количество информации, которое пресс-служба предоставляет по собственной инициативе, т.е. без официальных запросов с Вашей стороны.

84

36

Качество информации: новизна информации. Полнота предоставляемой информации. Уровень текстов. Канал подачи информации.

112

8

Полномочия PR-специалиста: полномочия внутри организации на получение и распространение информации.

102

18

Оперативность: возможность быстро предоставить необходимую информацию. Доступность по каналам связи.

116

4

Личная открытость и неформальность: готовность дать необходимые разъяснения помимо официальных текстов.

96

24

Надежность: соблюдение договоренностей, достоверность и обоснованность информации.

113

7

Существенное количество голосов против информационной активности было предсказуемым, многие журналисты расценивают информационную активность как навязчивость.

Достаточно интересна позиция "личная открытость и неформальность" с 24 голосами против. С учетом оценки важности-неважности информационной активности, трактуются данные о "личной открытости и неформальности" как прямое указание журналистов на роль пиарщиков в организации: не человек, который говорит много и приятно, а человек, который говорит быстро и по делу. Смотрите дополнительно пункт "Оперативность".

Около 30 процентов журналистов ответили вопросом на вопрос: "А зачем пиарщику полномочия? Его задача: не мешать и связать нас с руководством". Некоторые представители СМИ после некоторого размышления все-таки оставили этот критерий.

Мы считаем такое положение вещей серьезной управленческой проблемой. При отсутствии или недостатке полномочий пиарщик абсолютно не в состоянии эффективно управлять информацией о своей компании. Для журналистов такой человек действительно будет помехой, а не союзником. У пиарщиков, многократно упомянутых в листинге, низкая оценка полномочий – большая редкость.

Критерии оценки работы PR-служб,

сформулированные журналистами самостоятельно

Журналисты назвали 272 критерия. Часть из этих формулировок совпадают либо близки по смыслу к формулировкам, предложенным агентством. Другая часть может быть объединена общим смыслом, и они представлены в таблице ниже. Третью часть – "прямую речь" – мы приводим без изменений.

Наименование критериев по группам

Количество близких по смыслу формулировок

Соответствие информации формату СМИ. Понимание специфики конкретного СМИ. Соответствие информации стандартам конкретного СМИ.

17

Доступ к первым лицам компании.

15

Адекватность.

14

Предоставление информации от экспертов внутри организации или со стороны, аналитические данные и оценки.

12

Компетентность в своей отрасли. Осведомленность о событиях в компании и в целом на рынке.

11

Доверие и сотрудничество.

"Отсутствие страха за разглашение информации" (!)

8

Гибкость, дипломатичность, умение сглаживать конфликты, умение и желание прощать ошибки.

7

Профессионализм.

6

Технические возможности и помощь в подготовке иллюстраций.

5

Эксклюзивность.

4

Ненавязчивость.

4

Заблаговременное предупреждение о мероприятиях.

3

Вежливость

2

 

"Прямая речь"  журналистов при формулировании критериев

 

придирчивость

настойчивость

сувенирная продукция

предоставление бонусов (скидок) журналистам

умение организовывать свой производственный процесс

нешаблонность ответа

отсутствие цензуры

не рассматривать журналистов как врагов

интеллигентность

знать свое место