17.05.2005

Чиновники заменили рынок. Российская экономика является рыночной лишь наполовину



НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ
ОКСАНА КАРПОВА

Российская экономика стремительными темпами возвращается к неэффективным советским методам госрегулирования. По данным исследования Федеральной службы государственной статистики, половина российских потребительских рынков и услуг (221 из 445) регулируются при самом активном вмешательстве чиновников.
Как заявили "Бизнесу" в управлении статистики цен и финансов Росстата, анализ проводился на основании изучения местного законодательства. Эксперты исследовали методы регулирования цен на товары и услуги, учитываемые при составлении индекса потребительских цен. Мониторинг проводился в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, автономных областей и городах федерального значения.
В результате было выявлено, что по 134 категориям регулируемых товаров и услуг контроль цен осуществляется путем ограничения товарной надбавки. Еще на 81 категорию была установлена фиксированная цена (тариф), на 45 - предельная цена (тариф), на 89 - введены ограничения рентабельности, а в отношении еще 64 применялись другие методы регулирования.
Эксперты выяснили, что региональные власти в наибольшей степени воздействовали на тарифы ЖКХ (в центрах 88 из 89 субъектов федерации), медикаменты (84) и детское питание (66). На федеральном уровне повсеместно регулировались тарифы на проезд в поездах дальнего следования, ряд услуг почтовой, телеграфной и телефонной связи, цены на некоторые виды алкогольной и табачной продукции. Воздействие на топливные цены осуществлялось в 67 центрах субъектов независимо от их географического расположения. В целом по стране сильнее всего в рыночное ценообразование вмешивалась исполнительная власть Северной Осетии (115 видов товаров и услуг), Иркутской (113) и Курской областей (100).
По мнению ведущего эксперта Центра развития Оксаны Осиповой, нормальная западная практика - это влияние на цены с помощью регулирования числа участников на том или ином рынке, а также регулирование числа участников при закупке товаров и его реализации. Контроль за торговой маржей - чисто российское изобретение, об эффективности которого говорить не приходится. "Вмешательство в формирование цены длится, как правило, недолго, и бизнес адаптируется к ценовым надбавкам тоже быстро. Поэтому никакого существенного воздействия на потребительском рынке эта административная мера не дает. У меня есть подозрения, что госрегулированием занимаются те, кому это выгодно, чтобы держать в определенном пределе цены на тот или иной товар",- полагает Оксана Осипова.
По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, от чрезмерного государственного вмешательства негатива гораздо больше, чем позитива. Например, в первом квартале 2005 года заметнее всего выросли цены на услуги ЖКХ, которые регулируются государством.
"Если мы говорим, что живем в рыночных условиях, то не надо регулировать цены во всех рыночных сегментах. В первую очередь надо осуществлять регулирование в низкоценовом сегменте, в котором товары покупают граждане с невысоким уровнем доходов. Например, властям стоит оказывать адресную финансовую помощь бедным слоям населения",- заявила "Бизнесу" генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. По ее словам, избыточное регулирование все больше напоминает советскую, а не рыночную экономику.



Деловая газета "Бизнес"