18.05.2005

Рекламу смешают с землей, за которую заплатят арендаторы



Наружная реклама Как стало известно Ъ, с начала лета Смольный намерен изменить правила игры на рынке наружной рекламы, существенно расширив сферу своего влияния. Город нашел способ контролировать рекламу, размещенную на объектах, принадлежащих частным собственникам. Владельцам таких сооружений придется дороже платить за арендованную ими землю и согласовывать свои действия с Городским центром размещения рекламы (ГЦРР). По мнению рекламистов, это позволит Смольному окончательно избавить ГЦРР от конкурентов. С подробностями -- АННА ПУШКАРСКАЯ и ИВАН СТУПАЧЕНКО.

Напомним, что до сих пор ГЦРР санкционировал размещение рекламоносителей лишь на земельных участках и объектах, принадлежащих городу, сдавая их в аренду операторам рекламного рынка. При этом около 10% от общего объема площадей рекламисты продолжали арендовать напрямую у частных и федеральных собственников. Большинство таких альтернативных рекламоносителей установлено на объектах железной дороги, аэропорта, автозаправочных станциях и пока согласовываются лишь с комитетом по градостроительству и архитектуре. О своем желании взять рынок частных рекламных площадей под более жесткий контроль представители Смольного впервые публично заявили год назад, тогдашний главный художник города Иван Уралов заявил, что "реклама не должна кричать бесплатно". Рекламисты же подчеркивали, что для них прямые договоренности с владельцами зданий являются единственной альтернативой договорам с ГЦРР. И вот три недели назад чиновники наконец придумали, как окончательно избавить ГЦРР от конкуренции. Губернатор Валентина Матвиенко провела в Смольном рабочее совещание, на котором, по словам главы ГЦРР Александра Кадырова, было принято "консолидированное решение, что все рекламоносители должны быть установлены в Санкт-Петербурге по единым, более жестким и конкретным правилам, вне зависимости от формы собственности объектов, на которых они размещаются". Проект новых "Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации" губернатор поручила подготовить курирующему рекламный рынок комитету по печати и внести на рассмотрение правительства до 21 июня.

Но уже до принятия этого нормативного акта зона влияния ГЦРР будет расширена за счет объектов, расположенных на арендуемых у города земельных участках (каковых в городе большинство). По распоряжению губернатора, КУГИ поручено до 1 июня включить в договоры с арендаторами обязанность согласовывать с ГЦРР использование земельных участков в рекламных целях. А до 1 августа -- провести ревизию таких объектов и разработать новую тарифную сетку арендной платы для желающих размещать на них рекламоносители. Отметим, что в данный момент арендные ставки за размещение рекламоносителей у КУГИ гораздо ниже, чем в ГЦРР, но комитет взимает плату только за рекламоносители, которые стоят непосредственно на земле. "Сейчас КУГИ получает плату за землю, например занимаемую 'ногой' рекламного щита, а ГЦРР -- за рекламную площадь, а теперь мы должны установить единые арендные ставки", -- пояснил Ъ первый заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов, уточнив, правда, что пока не представляет себе юридического механизма этой реформы.

Понятно, что в случае дополнительного обременения собственники взвинтят цены и это может поставить работу рекламных агентств с такими носителями на грань рентабельности. По данным ГЦРР, всего на арендуемых участках в городе размещено около 100 бесконтрольных рекламоносителей -- они в основном принадлежат агентствам "Руан", "Талер", "БВ медиа" и "Постер". Руководители этих компаний единодушно заявили Ъ, что, по их мнению, "цель ГЦРР -- в желании ликвидировать рекламу на чужих объектах, чтобы более эффективно распоряжаться своими". Того же мнения придерживаются и операторы топливного рынка. "Действия ГЦРР понятны: это ведомство сократило количество рекламоносителей в городе, задрав одновременно цену на них, -- полагает источник Ъ в топливном бизнесе. -- А реклама на заправках гораздо дешевле, что ломает цены на рынке". "У нас договор аренды заключен на 49 лет. Любые дополнительные соглашения в этот договор могут быть включены только по взаимному желанию сторон. Хочу ли я просто так отдать городу деньги? Конечно нет", -- заявил Ъ Сергей Снопок, председатель правления холдинговой компании "Фаэтон", оператора одноименной сети АЗС. Более же всего рекламистов беспокоит тот факт, что город решил изменить правила в разгар рекламного сезона, когда агентства уже не могут изменить договоры с рекламодателями.

КоммерсантЪ