18.05.2005

Бывший главред BMJ раскритиковал медицинские журналы за сделки с фармкомпаниями



Ричард Смит Бывший главный редактор одного из авторитетнейших изданий British Medical Journal (BMJ) доктор Ричард Смит (Richard Smith) раскритиковал политику медицинских журналов в плане участия в рекламных кампаниях по продвижению тех или иных лекарственных препаратов, сообщает BBC News. "Для фармкомпании положительный отзыв или сообщение об успешных испытаниях гораздо предпочтительнее, чем тысячи страниц рекламы, поэтому фирмы зачастую затрачивают миллионы долларов на перепечатку таких материалов в профильных изданиях по всему миру", - пояснил Смит. А журналы без колебаний печатали результаты проплаченных исследований, удобных для фирм-производителей. Хотят ли врачи, чтобы их подкупали? Не секрет, что врачам выгодно сотрудничать с фармацевтическими компаниями, но вот насколько это согласуется с врачебной этикой?

Подобные клинические исследования - одно из самых весомых доказательств эффективности или неэффективности того или иного препарата. "К счастью для фармкомпаний и к несчастью для журналов, которые такие работы публикуют, подобные исследования очень редко выдают результаты, отражающие негативные стороны продукции тех или иных компаний", - сказал Смит.

Экс-главред BMJ также подчеркнул, что редакции находятся под все более нарастающим давлением. "Редактору зачастую приходится сталкиваться с достаточно неприятным конфликтом интересов - либо публиковать работу, которая принесет 100 тысяч долларов прибыли, либо увольняться", - отметил он.

Выходов, по мнению Смита, может быть два: либо журналы публикуют результаты исследований, финансируемых не фармкомпаниями, причем в объеме не менее двух третей от "заказных" материалов, либо издания вообще прекращают размещать на своих страницы результаты коммерческих исследований.

Доктор Фиона Годли (Fiona Godlee), сменившая Смита на посту главного редактора BMJ, отметила, что согласна с большей частью критики, высказанной на страницах журнала Public Library of Science Medicine. Тем не менее, считает она, проблема гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Реклама и рекламные материалы, к сожалению, жизненно необходимы журналам, чтобы добывать средства на существование самих изданий.

Ричард Лей (Richard Ley) из британской Ассоциации фармацевтической промышленности (Association of the British Pharmaceutical Industry) сказал, что критика Смита необоснована. "Если бы бы фармкомпания попробовала оказать давление, немедленно последовал бы протест", - подчеркнул он. К тому же, по мнению Лея, нереально осуществлять подобные исследования на общественные деньги.

mednovosti.ru