18.05.2005
Газпром

"Газпром" берут на прикуп. Вместо "Роснефти" государство предложило ему наличные



Вчера ОАО "Газпром" и МЭРТ официально объявили о пересмотре схемы по получению государством контрольного пакета акций ОАО "Газпром". Теперь государство планирует увеличить свою долю в "Газпроме" до контрольной не за счет обмена на акции "Роснефти", а путем выкупа бумаг "Газпрома" у его дочерних структур на заемные средства. Для погашения кредитов планируется до 49% акций "Роснефти" продать, причем часть бумаг может быть размещена на бирже. "Газпрому" предстоит решить, куда потратить около $13 млрд, которые он получит за свои акции. Близкие к газовой монополии источники Ъ утверждают, что компания в качестве приоритетного рассматривает вариант покупки НК "Сибнефть".
Вчера председатель совета директоров "Газпрома", руководитель администрации президента РФ Дмитрий Медведев на заседании совета директоров "Газпрома" сообщил его членам, что схема получения государством контрольного пакета акций газового концерна окончательно согласована и не предполагает обмена акций "Газпрома" на бумаги "Роснефти". "С учетом изменений, которые произошли в составе консолидированных активов и обязательств 'Роснефти' после сентября 2004 года, принято решение не использовать данный актив в качестве средства платежа за пакет акций 'Газпрома'",– сообщила вчера пресс-служба газового концерна со ссылкой на господина Медведева. "Выкуп необходимого количества акций у предприятий группы 'Газпром' будет осуществлен по рыночной стоимости за денежные средства. Сделку планируется провести до годового собрания акционеров 'Газпрома' (24 июня.–Ъ)",– уточнялось в сообщении. После его появления акции "Газпрома" на фондовой бирже "Санкт-Петербург" выросли в цене на 6,5%.
По словам близкого к совету директоров "Газпрома" источника Ъ, более подробно новую схему членам совета директоров описал глава МЭРТа Герман Греф. Министр, по словам собеседника Ъ, рассказал, что до 24 июня планируется реализовать лишь первую часть более сложной схемы. Она предполагает, что уже в ближайшие дни правительство приватизирует 100% акций "Роснефти" путем их внесения в уставный капитал ОАО "Роснефтегаз" (РНГ, дочернее предприятие ФГУП "Технопромэкспорт"). После этого РНГ приобретет у дочерних структур "Газпрома" 10,7% его акций, которых государству не хватает до контрольного пакета. Сразу после этого двойное регулирование оборота акций "Газпрома" должно быть устранено, то есть наступит либерализация, ради которой все и затевалось. Деньги на покупку планируется занять "у ведущих мировых финансовых институтов".
На втором этапе, схему которого, как говорят источники Ъ, Герман Греф назвал еще не окончательной, предполагается "размещение части акций 'Роснефти' на открытом рынке". Это позволит вернуть долг РНГ банкам, ликвидировать его и вернуть принадлежащие ему активы в госсобственность. В результате государство станет прямым собственником контрольных пакетов акций "Роснефти" и "Газпрома".
Источники Ъ, близкие к сделке, говорят, что озвученная вчера Германом Грефом схема была утверждена на совещаниях в Росимуществе в понедельник. По словам собеседников Ъ, более детально она пока не согласована, поэтому ответов даже на самые очевидные вопросы пока нет. В частности, Morgan Stanley пока не представила окончательной оценки стоимости "Роснефти" и 10,7% акций "Газпрома". Ожидается, что результаты оценки поступят в Росимущество завтра. В МЭРТе говорят, что к этому же сроку свое заключение об оценке 10,7% акций "Газпрома" представит Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrKW), нанятый газовым концерном. Не исключено, что первые разногласия возникнут уже на этом этапе. Но в этом случае правительство может взять за основу один из двух вариантов оценки.
По данным Ъ, предварительная оценка стоимости 10,7% акций "Газпрома" составляет примерно $13 млрд, то есть находится в диапазоне ранее сделанных оценок DrKW и Morgan Stanley ($10,5-15,5 млрд). И здесь возникает первый же вопрос: кто из банков и под какие гарантии сможет организовать выдачу столь масштабного кредита в столь короткие сроки? Близкие к сделке источники Ъ предполагают, что организатором кредита выступит Deutsche Bank, причем выдан он будет под залог уже полученных "Роснефтегазом", но неоплаченных акций "Газпрома", а не 100% акций "Роснефти", обремененной долгом в $15 млрд и юридическими рисками, связанными с покупкой "Юганскнефтегаза" (ЮНГ).
Представители "Технопромэкспорта" утверждают, что руководство этой компании не будет иметь отношения к процессу. По данным Ъ, в ближайшие дни будет назначен новый глава РНГ, который и займется поиском необходимых для выкупа акций "Газпрома" средств. Вокруг поста руководителя компании, которая в какой-то момент времени будет собственником одновременно 100% акций "Роснефти" и 10,7% акций "Газпрома", наверняка развернется серьезная борьба между руководителями обеих компаний и их кураторами (Дмитрием Медведевым и его заместителем в администрации президента, председателем совета директоров "Роснефти" Игорем Сечиным).
Следующей проблемой, которую еще предстоит решить, является возврат полученного кредита. Для его погашения может потребоваться продажа до 49% акций "Роснефти" (в зависимости от ее успехов в деле банкротства ЮКОСа), причем их нельзя просто разместить на бирже из-за слишком высокой суммы, которую необходимо выручить. Следовательно, как минимум часть акций придется продать напрямую. По словам источников Ъ, существует несколько вариантов. В частности, рассматривается возможность продажи до 30% акций "Роснефти" китайской нефтекомпании CNPC. Кроме того, не исключена возможность продажи той же CNPC доли в ЮНГ. На роль покупателя акций "Роснефти" или ЮНГ претендует также индийская ONGC, не исключено, что появятся и новые претенденты. Решение этой проблемы будет зависеть от сроков и условий кредита и переговоров с потенциальными покупателями.
Необходимость ликвидации РНГ как юридического лица также не очевидна. Какая бы из сторон ни получила над ним оперативный контроль, она наверняка будет стремиться его сохранить. Осведомленные источники Ъ вчера отметили, что ни президент "Роснефти" Сергей Богданчиков, ни глава "Газпрома" Алексей Миллер не остались довольны новой схемой сделки. Действительно, ее можно считать компромиссной и откладывающей вопрос о победителе в аппаратной схватке. Представители "Роснефти" вчера не комментировали новую схему либерализации рынка акций "Газпрома", а Алексей Миллер в интервью Ъ заявил, что решение является окончательным.
Отметим, что "Газпрому" при этом предстоит еще решить, на что потратить полученные от продажи акций деньги. Близкие к "Газпрому" источники Ъ говорят, что компания думает о покупке нефтяных активов, прежде всего "Сибнефти", капитализация которой вчера составляла $14 млрд. Представитель "Сибнефти" вчера заявил Ъ, что для основных акционеров компании, владеющих 57,5% ее акций, "вопрос о продаже компании в настоящий момент не является актуальным". "Они рассматривают 'Сибнефть' как отдельный проект и настроены на его долгосрочное развитие",– заявил он.
Ъ будет следить за развитием событий.
ДЕНИС Ъ-СКОРОБОГАТЬКО, ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН


Алексей Миллер: это будет полная либерализация
По окончании совета директоров "Газпрома" председатель правления компании АЛЕКСЕЙ МИЛЛЕР рассказал специальному корреспонденту Ъ ДМИТРИЮ Ъ-БУТРИНУ о стратегии развития газового монополиста после завершения реализации его акций государству.
– Является ли схема увеличения госпакета акций в "Газпроме", обнародованная на сегодняшнем заседании совета директоров компании, окончательной или в будущем возможна ее частичная коррекция?
– Это решение является окончательным. Оно будет исполнено до годового собрания акционеров 24 июня, к моменту начала собрания в целом эта работа должна быть завершена.
– Каким образом "Газпром" намерен распорядиться средствами, полученными от продажи государству 10,7% его акций? Ранее, при планировании слияния "Роснефти" и "Газпрома", предполагалось, что "Газпром" будет развиваться как нефтегазовый холдинг. Сохранил ли "Газпром" интерес к развитию своей нефтяной составляющей?
– У нас есть собственные достаточно определенные планы на то, как потратить полученные средства – это будет сделано в рамках соответствующих принятых "Газпромом" планов стратегического развития как компании ТЭК мирового класса, конкурирующей с ведущими нефтегазовыми компаниями мира. При этом, напомню, одним из главных приоритетов этих планов является повышение капитализации компании – новые приобретения должны ее увеличить. Разумеется, "Газпром" сохраняет ориентацию на развитие своей нефтяной составляющей. В ближайшее время мы создадим новую стопроцентную дочернюю компанию, в которую будут переведены все существующие нефтяные проекты "Газпрома". В дальнейшем новые нефтяные проекты мы будем вести через нее.
– Ожидаете ли вы каких-нибудь неожиданностей от собрания акционеров? Может ли, с вашей точки зрения, оказать влияние на его ход тот факт, что на этот момент 10,7% акций "Газпрома" будут находиться на балансе "Роснефтегаза", а не непосредственно у Росимущества?
– Относительно голосования передающимся пакетом акций "Газпрома" – все конечные решения по голосованиям будут в любом случае приниматься Росимуществом. Директива на голосование будет подписываться премьер-министром Михаилом Фрадковым. В общем, ничего неожиданного или незапланированного от собрания акционеров мы не ждем.
– Когда произойдет либерализация рынка акций "Газпрома" – до собрания акционеров "Газпрома" 24 июня или позже?
– Согласно утвержденной схеме, либерализация произойдет сразу после консолидации у государства в лице Росимущества более 50% акций "Газпрома". Либерализация начнется в момент выполнения этого условия.
– То есть объединение двух рынков акций "Газпрома" произойдет только после того, как Росимущество без посредников будет владеть более 50% акций компании?
– Да, речь идет об этом. – В какой степени ожидания инвесторов от либерализации будут оправданы? Возможно ли появление каких-либо нюансов регулирования обращения бумаг "Газпрома" в России и на Западе при объединении двух рынков акций?
– Нюансов не будет. Это будет полная либерализация. Интервью взял ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН


"Газпром" удвоит дивиденды
Вчера совет директоров "Газпрома" утвердил рекомендацию акционерам увеличить дивиденды за 2004 год до 1,19 руб. по сравнению с 69 коп. за 2003 год на одну акцию номиналом 5 руб. Годовое общее собрание акционеров компании состоится 24 июня. Председателем собрания утвержден председатель совета директоров "Газпрома" Дмитрий Медведев. Помимо дивидендов акционерам "Газпрома" предстоит утвердить поправки к уставу компании, одобренные советом директоров. В частности, в устав будет возвращена обязанность приобретателя более 30% акций компании предложить остальным акционерам продать их акции. В ноябре 2004 года в ходе подготовки к увеличению госдоли в "Газпроме" до контрольной это положение было исключено из устава, чтобы освободить государство от обязанности выкупать акции у других акционеров компании. Необходимость внесения остальных изменений в устав "Газпрома" вызвана требованиями Федеральной службы по финансовым рынкам к уставам эмитентов, котирующихся на бирже. В частности, сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено за 30 дней до его проведения, а не за 20, как это записано в нынешней редакции устава "Газпрома".



Первые лица о слиянии "Газпрома" с "Роснефтью"
Президент Владимир Путин: "Решение о способе либерализации акций 'Газпрома' – оперативное решение, находится в компетенции правительства... Если вы считаете целесообразным, делайте" (на встрече с премьером Михаилом Фрадковым 14 сентября 2004 года).
Премьер-министр Михаил Фрадков: "Создание такой компании – это многоцелевая задача: решается одновременно и проблема либерализации рынка акций 'Газпрома', о которой много говорилось; это и формирование государственного пакета акций, и превращение 'Газпрома' в прозрачную структуру; это и объединение активов нефтяных и газовых компаний для повышения эффективности и конкурентоспособности на мировых рынках... В ближайшее время мы получим крупную, в перспективе транснациональную компанию мирового значения" (пресс-конференция в Астане 14 сентября 2004 года).
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко: "Такого рода консолидационные процессы укладываются в рамки энергетической стратегии России и должны содействовать укреплению российских компаний, в первую очередь на международной арене... Такие слияния не являются быстротечными, они требуют исполнения всех норм законодательства. Надо, чтобы все было выполнено в соответствии с корпоративным законодательством" (пресс-конференция в Астане 15 сентября 2004 года). "Главная задача слияния 'Газпрома' и 'Роснефти' – повышение капитализации и либерализации акций 'Газпрома'". (пресс-конференция в Москве 26 октября 2004 года).
Министр экономического развития и торговли Герман Греф: "У нас с точки зрения внесения 'Роснефти' в 'Газпром' все готово. Мы узнаем конфигурацию сделки 'Роснефти' и 'Юганскнефтегаза' и в зависимости от этого будем дальше искать схему" (пресс-конференция в Москве 29 декабря 2004 года).
Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер: "Руководство 'Газпрома' предложило правительству РФ обменять пакеты акций 'Газпрома', которые находятся у наших дочерних предприятий, на активы нефтяной компании 'Роснефть'... 'Роснефть' станет дочерней компанией 'Газпрома' до конца текущего года, ее возглавит нынешний глава 'Роснефти' Сергей Богданчиков" (брифинг в Москве 14 сентября 2004 года). "'Роснефть' будет стопроцентной дочкой 'Газпрома'... Все решения, которые принимаются, мы проводим в соответствии с планом, который согласован с государством и который на сегодняшний день очень четко реализуется, буквально по дням" (интервью НТВ 7 октября 2004 года).
Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков: "Есть разные варианты слияния, но все решает собственник обеих компаний – государство, а не команды менеджеров... Противоречия с 'Газпромом' – это глупые слухи" (на брифинге в Хабаровске 11 октября 2004 года).



Государство не обеднеет?
Виктор Баранов, президент Союза независимых производителей газа: – Государство у нас богатое. И теперь оно получит реальные рычаги управления "Газпромом". А это, я надеюсь, даст возможность более активно реформировать газовую отрасль. И наверное, не стоит сейчас говорить о трате бюджетных средств, тем более что до конца непонятны финансовые схемы этой сделки.
Евгений Сабуров, директор Института проблем инвестирования: – Судя по всему, нам придется таким образом расплачиваться за питерское управление. Ведь это фантастическое решение. "Газпром" сейчас находится не в очень хорошем финансовом состоянии, у него большие долги и плохое управление. Сколько сейчас акций "Газпрома" у государства, не имеет никакого значения. Да и не вписывается это никак в современную экономику. Государство было и будет плохим хозяйственником. А Миллер может много чего теперь прихватить.
Евгений Гавриленков, главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог": – Государство следует своему заявлению о необходимости иметь контрольный пакет акций в "Газпроме". Но явного влияния на экономику покупка акций не окажет, если только следующим шагом не будет либерализация рынка компании и оживление на фондовом рынке. Видимо, это решение ставит точку в идее слияния "Газпрома" и "Роснефти". Идея о слиянии появилась тогда, когда нужны были "Роснефти" деньги на покупку "Юганскнефтегаза", но теперь сделка лишилась смысла.
Елена Корзун, президент ассоциации малого и среднего нефтегазового бизнеса "Ассонефть": – По сравнению с масштабом компании это не большие деньги. Тем более, если это даст возможность государству контролировать этот рынок, проводить осознанную политику в нефтегазовой отрасли.
Виктор Кудрявый, бывший замминистра энергетики: – Наоборот. В современных условиях государство должно иметь контрольный пакет в подобных компаниях. Все лучшие компании в мире – энерготопливные. Они сложились за последние пять лет. Объединение ресурсов идет только на пользу. Государство должно знать, что там делается, давать оценку не только по курсу акций, а по состоянию основных фондов и другим показателям.
Андрей Нещадин, исполнительный директор Экспертного института РСПП: – Нет, ведь "Газпром" становится государевой компанией. А Миллер пустит деньги на инвестиционные программы.
Евсей Гурвич, научный руководитель экономической экспертной группы: – Это закономерный шаг в политике увеличения роли государства в нефтегазовом секторе. Но постановка такой цели неоправданна, ведь частные нефтяные компании работают значительно эффективнее, чем "Газпром".



КоммерсантЪ