18.05.2005

На Volkswagen хотят нагреть руки. Активность подмосковных рейдеров подтверждает скорый приход завода VW в Ступино



ИЛЬЯ ТЕРЕНТЬЕВ,АНДРЕЙ КУЗЬМИН, НАДЕЖДА РУСИНА, ПАВЕЛ ПРЯНИКОВ

Информацию о завершении переговоров по строительству в Ступинском районе Подмосковья завода Volkswagen неожиданно подтвердили подмосковные рейдеры. После получения инсайдерских сведений от ряда источников в районной администрации несколько рейдеров приступили к массовой скупке участков, где предположительно должен разместиться завод. По мнению участников рынка, это делается в расчете на дальнейшую перепродажу земли концерну с увеличением цены в два-три раза.

По словам представителя рейдерской компании "Милком-Инвест", пожелавшего остаться неизвестным, примерно две недели назад после получения инсайдерской информации о скором строительстве завода VW в Ступинском районе началась незамедлительная скупка земли на территориях, где предположительно должен разместиться немецкий концерн. "Приобретаются как земельные паи у сельхозпредприятий, так и участки на вторичном рынке - те же бывшие совхозные земли. Впоследствии эту землю можно перепродать VW с наценкой в два-три раза",- говорит он.
Как рассказал "Бизнесу" источник в министерстве транспорта Московской области, они действительно ведут переговоры с Volkswagen о строительстве завода в Ступинском районе. "Насколько я знаю, переговоры уже вышли на финишную прямую. Площадка под строительство завода выделена, но пока никаких договоров об ее аренде не подписывалось",- рассказал источник.
По словам заместителя главы администрации Ступинского района по инвестициям Ивана Паламарчука, сейчас в собственности района имеется 40 свободных площадок (от 3 до 200 га) общей площадью около 1 тыс. га, зарезервированных под строительство различных предприятий. "К нашему району проявляли интерес несколько автомобильных компаний, вопрос, был ли среди них Volkswagen, я оставлю без комментария. В западных компаниях не любят, когда их планы афишируют до официального заявления",- рассказал "Бизнесу" Паламарчук.
Тем не менее ряд участников рынка, осведомленных о скором строительстве, сейчас ведут планомерную скупку земли. Объемы и способы приобретения участков не раскрываются. Некоторые участники рынка предполагают, что скупка осуществляется подконтрольными правительству Московской области структурами. Прокомментировать сложившуюся ситуацию в компании VW отказались, сославшись на то, что переговоры по строительству завода все еще не завершены.
По словам Алексея Новикова, старшего консультанта отдела индустриальной и складской недвижимости Knight Frank, обычно проекты такого уровня, как завод VW, курируются на высшем уровне. "Компания, получившая доступ к этим землям, должна осознавать, что проект такого уровня может вызвать интерес и у федеральных властей: ни одна область не откажется получить такого крупного налогоплательщика. Ему, в свою очередь, будут предоставлены значительные налоговые льготы (налог на землю и т. д.)",- говорит Новиков. Он отметил, что, как правило, сельскохозяйственная земля достается рейдерам путем скупки паев у колхозников обычно по цене не более $5-10 тыс. за га. Перевод сельскохозяйственных земель в промышленную категорию обойдется рейдеру еще в $15-20 тыс. за га. В свою очередь компании "Фольксваген" земельный участок будет продан по цене около $100-150 тыс. за га (при наличии коммуникаций и перевода участка в промышленную категорию). Обычно после выкупа паев и получения прав на участок рейдерская компания меняет категорию земли, согласовывает проведение коммуникаций и получает градостроительное заключение от властей. В данном случае компания может получить на руки письмо губернатора о разрешении строительства. Иногда такой документ помогает ускорить прохождение инстанций.
Напомним, что привлекательность Ступинского района заключается в наличии качественной инфраструктуры и коммуникаций. Здесь сосредоточено много неработающих производств, рядом находится популярная трасса Москва-Дон. Кроме того, администрация района имеет опыт работы с иностранными инвестициями. В данный момент из иностранных компаний тут работают заводы Mars, Campina, не исключено, что скоро сюда придет компания Knauf.

Деловая газета "Бизнес"