20.05.2005

Бензиновая дуэль. Перевозчики требуют снизить цену топлива, заправщики утверждают, что это невозможно



ЮЛИЯ КАРУЛИНА, ДМИТРИЙ КОПТЕВ

Транспортные компании намерены добиваться снижения стоимости топлива и настроены крайне решительно. Как стало известно "Бизнесу", 27 мая на съезде Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) будет рассмотрен вопрос о проведении акций протеста с требованием немедленно снизить цены на заправках. Продавцы топлива в ответ уже заявляют, что такой возможности у них нет: из-за постоянного роста оптовых цен многие заправщики уже и так работают на грани рентабельности.

27 мая АСМАП примет решение о проведении акций протеста с требованием безотлагательного снижения цен на топливо. Об этом заявил руководитель департамента транспорта и связи правительства Москвы Петр Златин, выступая на отчетно-выборном собрании Московской топливной ассоциации (МТА). "Мы живем под угрозой настоящего цунами",- предупредил чиновник продавцов горючего. Он напомнил, что транспортники однажды уже протестовали против высоких цен на топливо. Протесты прекратились после того, как власти пообещали принять меры для их снижения. Однако выполнить это обещание государству оказалось явно не под силу. Теперь транспортники вряд ли поверят обещаниям властей. Поэтому Златин просит руководство МТА встретиться с представителями АСМАП и отраслевых профсоюзов и уговорить их отказаться от своих намерений.
Примечательно, что в самой АСМАП наличие таких намерений отрицают. "После акции протеста, которую мы провели в феврале, правительство пообещало нам принять меры. И хотя мы до сих пор результатов не видим, об акции протеста речи пока не идет",- сообщил "Бизнесу" источник в ассоциации. Он подтвердил, что на 27 мая действительно запланирован съезд, однако вопрос об акциях протеста в повестке не числится - на съезде планируется всего лишь переизбрать правление АСМАП.
Конечно, то, что сейчас вопрос о ценах на топливо в повестке съезда отсутствует, вовсе не гарантирует, что он не будет поднят. Тем более что остановить транспортников ничто не может: заправщики не способны пообещать им в ближайшее время снизить стоимость горючего. "Рост цен носит объективный характер",- уверен президент Российского топливного союза (РТС) Сергей Борисов. Налоги, которые выплачивают нефтяники, привязаны к ценам на мировых рынках, а они держатся сейчас на устойчиво высоком уровне. Растущие затраты закладываются в оптовую цену топлива, которая в результате постоянно растет.
"Все говорят о необходимости снижения розничных цен, но никто не говорит об оптовых,- сетует избранный вчера президентом Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.- Между тем оптовые цены уже превысили прошлогодний максимум на 1500-1600 руб. за тонну, в то время как розница пока держится на уровне ниже того, который был достигнут в прошлом году".
Почему цены на заправках отстают от оптовых? Тому есть несколько причин, но главная, как считают участники рынка,- действия ЛУКОЙЛа. В конце декабря прошлого года президент компании Вагит Алекперов пообещал Владимиру Путину снизить цены на АЗС ЛУКОЙЛа на 5% - и обещание выполнил. Вслед за ним вынуждены были снизить стоимость топлива и остальные заправщики. Но если ЛУКОЙЛ продает топливо, которое сам и производит, то независимые продавцы бензин и дизтопливо покупают у производителей - в частности, у того же ЛУКОЙЛа. Ну, а понижать оптовые цены президенту никто не обещал.
В результате независимые заправщики вынуждены работать на грани рентабельности, а кое-где - и за этой гранью. Как утверждает Сергей Борисов, в ряде регионов (например, в Нижегородской области) оптовая цена на топливо уже сейчас выше розничной. Но даже там, где ситуация не дошла до такого абсурда, заниматься заправочным бизнесом все труднее, свидетельством чего является, кстати, резкое снижение цены покупки АЗС. Сейчас, по словам Борисова, можно порой купить станцию на 40% дешевле, чем она стоила год назад.
В связи с этим симптоматично утверждение президента Российского топливного союза о том, что, по его сведениям, ЛУКОЙЛ сейчас проявляет интерес к покупке подешевевших АЗС - соответствующие предложения получили несколько независимых заправщиков (подтвердить этот интерес в ЛУКОЙЛе вчера не удалось). "Алекперова, конечно, можно понять, и ему не позавидуешь,- отмечает Борисов.- Он дал слово президенту и вынужден его держать". Но независимым компаниям в результате становится все труднее. И в какой-то момент они просто уйдут, оставив рынок крупным нефтяным компаниям, хотя уничтожение конкуренции на рынке - это не то, чего добивается власть.
Какой выход будет найден из этой ситуации, пока неясно. Сергей Борисов считает, что повод для осторожного оптимизма есть. "Летом может начаться снижение цен на топливо,- надеется он.- Ведь с 1 июня правительство вводит рекордную ставку экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, из-за чего нефть может развернуться на внутренний рынок и цены пойдут вниз". Стоит, однако, заметить, что пошлины поднимались неоднократно, но ситуацию на рынке топлива это не изменило.

Деловая газета "Бизнес"