20.05.2005
Билайн

Интервью: Евгений Рубан, региональный директор по сибирскому региону "ВымпелКома"."Меня отдали в рабство за $50 000"

Юлия Дрокова

Евгений Рубан — ветеран сибирского сотового бизнеса: он “мобилизует” сибиряков уже 11 лет. В 1994 г. Рубан создавал первого сотового оператора в Новосибирске, которого в 2001 г. купил “ВымпелКом”. Новый владелец не только оставил Рубана во главе приобретенной “дочки”, но и расширил зону его ответственности, поручив строить GSM-сеть уже во всей Сибири. Теперь Рубан руководит бизнесом “ВымпелКома” в 11 субъектах Федерации. В прошлом году вечно второй и в России, и в Сибири “ВымпелКом” в вотчине Рубана обошел МТС по числу абонентов.

— Как происходило создание Сотовой компании? В чем заключалось ваше участие?

— В 1991 г. я ушел с завода “Электросигнал” и с друзьями основал свой бизнес. Было несколько направлений, в том числе занимались экспортом продукции “Электросигнала”. Дела шли неплохо, но не хватало оборотных средств, а кредиты тогда были очень дорогие. Вскоре “Электросигнал” и Новосибирский оловянный комбинат (НОК) выиграли тендер на строительство сотовой сети стандарта AMPS в Новосибирской области, проводившийся областной администрацией. На заводах-победителях оказалось некому развивать сотовое направление, и позвали меня. Моим компаньонам за то, чтобы они меня отпустили, “Электросигнал” выплатил $50 000 на пополнение оборотных средств. А меня в 1994 г. отдали в рабство на полгода вести сотовый проект. Я начал и увлекся. Свой бизнес оставил — невозможно одновременно хорошо заниматься двумя делами.

— Вы были совладельцем Сотовой компании?

— Да. Изначально у “Электросигнала” и НОКа было по 48% акций Сотовой компании (СК), 4% — у “ВымпелКома”. Примерно через год работы проводилась допэмиссия, в ходе которой акционеры позволили купить мне 5% акций, еще 3% выкупил тогдашний технический директор, а пакеты “Электросигнала” и НОКа, соответственно, уменьшились на 4%. Покупали по номиналу, уже не помню суммы, но для меня это были большие деньги, я брал взаймы. Мой пакет, как и остальные, был продан “ВымпелКому” в 2001 г.

— Как “ВымпелКом”, будучи миноритарием, участвовал в управлении Сотовой компанией?

— При создании компании рассматривалось два варианта участия “ВымпелКома”. Либо он становился основным акционером и полностью контролировал бизнес, либо участвовал символическим пакетом и консультировал нас. “Электросигнал” и НОК выбрали второй вариант. В совете директоров СК, состоявшем из пяти человек, был один представитель “ВымпелКома”.

Все оборудование бралось в лизинг у “ВымпелКома”, он же строил сеть. А в 1995 г. начали работать под маркой “Билайн”, до того позиционировались как Сотовая компания. Тогда особенно никто не понимал, нужны ли вообще торговые марки, двигались по наитию. Сама марка “Билайн” только-только появилась. Однажды собрались представители региональных AMPS-операторов, работавших с “ВымпелКомом”, и решили все вместе продвигать “Билайн”. За использование торговой марки платежи были чисто символические. Тогда никто не понимал, в чем преимущество брэндированной продукции, соответственно, и механизм отчислений за использование чужого товарного знака практически не существовал.

— А кто придумал марку Fora? И зачем было нужно выводить второй брэнд?

— Когда купили оборудование для pre-paid-продуктов, решили новинку развести с “Билайном”, так в 1999 г. Fora и появилась. Запустили телевизионную рекламу еще до того, как начали предоставлять услуги. Отстройка удалась — мне знакомые стали говорить: а ты знаешь, что кто-то еще сотовую сеть строит? С “Билайном” никто Fora не связывал. Уже когда Fora работала, про нее говорили, что у этого оператора офис там же, где у “Билайна”. По-моему, до сих пор многие не знают, что и Fora, и “Билайн” развивала одна компания.

Такая отстройка была нужна потому, что в то время сотовая связь воспринималась как элитная услуга, а Fora была сделана для охвата массового рынка. На Fora минута была дороже, но не существовало абонентской платы, которая на планах “Билайна” в то время составляла до $30. Fora была воспринята очень хорошо, по подключениям обгоняла “Билайн”, ею пользуются до сих пор.

— Сколько составили инвестиции на момент запуска сети AMPS в коммерческую эксплуатацию и всего за период до продажи “ВымпелКому”?

— Первоначальные инвестиции составляли около $3 млн. Всего до продажи “ВымпелКому” в компанию было вложено примерно $20 млн. Свои средства акционеры в бизнес не инвестировали, НОК и “Электросигнал” выступали поручителями по кредитам, которые брала СК. А в начале 2001 г. акционеры решили больше не развивать компанию, вследствие чего она и была продана “ВымпелКому”.

далее...

Ведомости