25.05.2005

Конец пустого звона. Мининформсвязи вводит плату за исходящие на мобильный



Вчера Мининформсвязи объявило о скором внедрении в России принципа Calling Party Pays ("платит звонящий"). Уже с первого июля местные звонки на сотовый телефон со стационарного станут платными и при этом довольно дорогими – от 1,8 руб. за минуту. Принцип CPP приведет к невиданному по масштабам перераспределению средств на телекоммуникационном рынке, от которого, безусловно, выиграют операторы проводной связи. В проигрыше могут остаться сотовые компании и потребители услуг связи.

Первый заместитель министра информатизации и связи РФ Борис Антонюк и глава департамента Министерства по госполитике в области инфокоммуникационных технологий Виталий Слизень провели пресс-конференцию, посвященную "Правилам оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи". Этот подзаконный акт был утвержден правительством 18 мая. Правила вступают в силу с 1 июля.

Как заявил вчера Ъ Борис Антонюк, "вместе с введением новых правил рынок связи перейдет на принцип Calling Party Pays (CPP) – 'платит звонящий', согласно которому вызывающий абонент будет платить за звонок, в то время как для вызываемого абонента звонок будет бесплатным. Пока плата за исходящий звонок будет введена для абонентов фиксированной связи, так как новые правила регулируют действия компаний в этой области".

Если раньше абонент фиксированной сети звонил на сотовый телефон местной сети бесплатно, то теперь ему придется платить определенную сумму за минуту связи, как если бы он набрал междугородный или международный номер. Как сообщил господин Слизень, минимальный тариф составит 1,8 руб. за минуту – столько сегодня стоит минута междугородной связи на минимальное расстояние.

А для владельца сотового телефона, который в большинстве случаев раньше оплачивал звонки с городских телефонов, любой входящий звонок станет бесплатным. "Такие принципы оплаты звонков приняты во всем мире,– рассказывают в Мининформсвязи.– Поэтому вполне логично, что на них переходит и Россия". При этом источник Ъ, близкий к Мининформсвязи, сообщил, что нормативный акт, обязывающий сотовые компании отменять плату за входящие с городских телефонов звонки, пока не подготовлен. Вероятно, предполагают в министерстве, эта норма будет принята позже.

    Основанием для изменения принципов оплаты являются два документа – уже вступившие в силу "Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия" и "Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи", вступающие в силу с 1 июня. Согласно установленной этими документами иерархии, операторы мобильной связи приравнены к компаниям зоновой связи (такие операторы имеют лицензии на обслуживание абонентов в масштабах краев, областей и других регионов РФ). Звонки с местных номеров внутри географических зон платные: звоня, к примеру, из Москвы в Серпухов, абонент платит за зоновый вызов. По новым правилам получается, что, набирая сотовый номер с телефона местной сети связи (например, МГТС), абонент как бы звонит в другой город своей области. По словам представителей Мининформсвязи, Федеральная антимонопольная служба или Федеральная служба по тарифам до 1 июля должны рекомендовать новые тарифы на внутризоновую связь.

Участники рынка были очень удивлены заявлениями чиновников – они не ожидали, что объявление о таких серьезных реформах может последовать всего за несколько недель до внедрения новых принципов. Внедрение в таком режиме, по мнению специалистов, повлечет за собой большие организационные и технические проблемы. "Для соблюдения принципа CPP необходимо переоформить все контракты абонентов, владеющих так называемыми прямыми номерами,– комментирует аналитик J`Son & Partners Елена Полукарова.– Дело в том, что прямые номера принадлежат компаниям фиксированной связи, а тарифицировать звонки на них нужно будет по принципам CPP. Для этого двум из трех российских общефедеральных операторов – МТС и 'МегаФону' – придется вводить переадресацию звонков внутри сети с городского номера на федеральный, оператору придется перезаключить контракт". Абонентов, с которыми нужно перезаключать контракты, у МТС около 0,5 млн, у "МегаФона" – около 1,5 млн.

Тем не менее сотовые операторы в целом позитивно восприняли новость о готовящемся введении CPP. "Мы поддерживаем инициативу регулирующих органов и считаем, что она открывает возможность для введения бесплатных входящих звонков со всех телефонов для абонентов мобильной связи,– говорит пресс-секретарь 'Вымпелкома' Юлия Остроухова.– Ввод системы CPP в других странах приводил к пересмотру тарифов на сотовую связь в сторону сокращения. В России с утверждением новых правил оказания услуг также произойдет изменение структуры тарифных планов".

"Внедрение CPP позитивно сказывается на сотовом бизнесе,– говорит директор МТС по связям с общественностью Павел Нефедов.– Общая активность абонентов увеличивается за счет того, что люди перестают бояться звонков. Однако для того, чтобы осуществляемые нововведения можно было назвать CPP, необходимо выполнить еще ряд условий: регулятор должен установить тариф на звонки 'фиксированный-мобильный' и уровень отчислений сотовому оператору, а кроме того, должен быть установлен принцип бесплатности всех входящих".

Представители сотовых компаний заверяют, что внедрение CPP не скажется отрицательно на их бизнесе, хотя аналитики допускают возможность финансовых потерь для сотовых компаний. "Если для всех тарифов обязательным станет параметр 'все входящие бесплатны', то средний доход на одного абонента сотовой сети в месяц после введения CPP упадет на 7-9%,– говорит Елена Полукарова.– Однако доля абонентов, которые принесут это снижение, не так велика, и потери операторов не будут очень заметными".

Выиграют от внедрения CPP операторы проводной связи. По оценке компании iKS-Consulting, доходы российских операторов фиксированных сетей местной связи вырастут от CPP не менее чем на $50 млн в месяц. Но сами операторы считают, что рост будет не столь высоким. Во-первых, введение платы за звонки на сотовые номера приведет к тому, что желающих общаться таким образом станет меньше. Во-вторых, перед компаниями встанет проблема малоговорящих абонентов, которые делают по один-два звонка с фиксированного телефона на сотовый в месяц и говорят всего несколько минут. По сведениям Ъ, себестоимость выставления одного счета абоненту МГТС составляет 6 руб. Таким образом, абоненты, наговорившие на меньшую сумму, принесут компании убыток.

Выставление счетов при внедрении CPP грозит обернуться большими проблемами. Во-первых, счета, согласно новым правилам, будут выставляться всем без исключения абонентам компаний фиксированной связи. "Сейчас мы выставляем счета только юридическим лицам, для которых действует повременная система оплаты и которых у нас менее миллиона,– говорит начальник службы по связям с общественностью МГТС Анатолий Верещагин.– После введения новых правил придется выставлять дополнительно более 3 млн счетов".

Судя по всему, операторов крупнейших фиксированных сетей связи тоже очень удивило вчерашнее заявление чиновников Мининформсвязи. Ни в одной из операторских компаний, куда обращались за комментариями корреспонденты Ъ, не смогли рассказать ни о планах информационной подготовки абонентов к введению новых правил, ни о расширении абонентских служб, биллинговых подразделений. Так, по словам Анатолия Верещагина из МГТС, расширения штата абонентской службы и точек обслуживания абонентов компания не планирует: "У нас есть достаточно большая и хорошо подготовленная претензионная служба. Ее представители работают и в центральном офисе МГТС, и на телефонных узлах. На плечи сотрудников ляжет дополнительная нагрузка, но думаю, наши специалисты справятся". В компаниях явно не готовились к внедрению CPP в июле. И теперь либо начнут это делать в пожарном режиме, либо будут просить об отсрочке. "Только в Москве и Подмосковье миллионы абонентов, получив дополнительные счета, оборвут телефоны абонентских служб МГТС и других компаний,– предупреждает топ-менеджер одной из московских телекоммуникационных компаний.– Я не знаю, где будет больше скандалов и возмущения – в центрах абонентского обслуживания операторов или на улицах. Сложно сказать, куда пойдут митинговать толпы абонентов – к нашим офисам или к Мининформсвязи на Тверскую".

Об ожидаемой волне общественного недовольства, вызванного новыми правилами тарификации, говорят и представители потребительских сообществ. Они указывают на то, что новые правила будут противоречить действующим законам. "В нынешнем законе 'О связи' четко прописано, что абонент имеет право выбирать способ оплаты услуг связи,– объяснил Ъ председатель правления Конфедерации обществ прав потребителей Дмитрий Янин.– Это либо абонентская плата, либо 'повременка'". По мнению господина Янина, с новым законодательством абонент должен будет платить в любом случае. "Это мера противоречит норме закона, которая предусматривает право выбора абонентом системы оплаты телефонных переговоров,– подтвердил точку зрения господина Янина председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ.– Мы собираемся обратиться в Генпрокуратуру с просьбой оспорить это положение еще до вступления его в силу".

В то же время эксперты в области права отмечают, что граждане вряд ли пойдут массово судиться, отстаивая право на бесплатные звонки. "Мы не ожидаем волны исков,– заявил господин Янин.– Обычно в таких случаях в суд не обращаются". "Ущерб конкретному человеку здесь слишком мелок, чтобы это было поводом для подачи исков к сотовому оператору или правительству",– объяснил господин Шелищ.

ИВАН Ъ-БУРАНОВ, ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ, ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ



Операторов пустят в чужие сети

С 1 июля абоненты компаний фиксированной связи смогут пользоваться услугами не только своего оператора, но и любого другого проводного провайдера. Например, абонент МГТС может по желанию стать абонентом "Комстара" или "Голден Телекома". По словам директора департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи Виталия Слизеня, так в России вводится принцип недискриминационного доступа к сетям фиксированной связи.

Недискриминационный доступ означает, что по требованию абонента его оператор должен допустить к кабелю, ведущему в квартиру клиента, других провайдеров. Например, абонент МГТС, ежемесячно отчисляющий плату за телефон, может обратиться в компанию "Голден Телеком" с тем, чтобы последняя установила ему один или несколько дополнительных телефонных номеров. При этом "Голден Телеком" будет использовать провода МГТС и свое оборудование. Аналогичным образом абонент может выбрать и дополнительную услугу – например, ADSL-доступ. Раньше у абонентов МГТС выбора не было – они пользовались услугой ADSL-доступа "Стрим", которую предоставляла родственная МГТС компания "МТУ-Интел" (обе компании контролирует АФК "Система"). Теперь же по линиям МГТС абонент может подключиться и к ADSL-доступу от альтернативного оператора.

Аналитики и участники рынка пока затрудняются оценить экономический эффект, который принесет внедрение практики недискриминационного доступа. Однако в компаниях бизнес-связи отмечают, что по стоимости установка альтернативного и традиционного номера сравняются: "Сейчас, к примеру, в Москве в среднем установка одного номера альтернативным оператором стоит $500, МГТС – $200. При недискриминационном доступе стоимость подключения для альтернативных операторов должна снизиться в два-три раза".

Главное преимущество, которое усматривают альтернативные операторы во введении практики недискриминационного доступа,– появление механизма влияния на региональных операторов электросвязи. Все крупные конфликты последних лет между альтернативными операторами и предприятиями электросвязи были вызваны дисбалансом тарифов на подключение своих и чужих абонентов.




Позвоните родителям?

Юрий Кобаладзе, управляющий директор инвестиционной компании "Ренессанс Капитал":
– А куда денешься? Но я поражаюсь изощренности нашего правительства, которому содрать с нас шкуру как нечего делать. Интересно, как народ отреагирует – хотя в последнее время он уже ко всему привык, слышен только легкий ропот. Но если начнется путаница со счетами, учетом разговоров, квитанциями, как справятся с этим сами связисты?


Иван Дыховичный, режиссер:
– Придется помочь нашим бедным бизнесменам. Но удивительно, как легко они нашли общий язык с правительством.


Василий Бочкарев, губернатор Пензенской области:
– Жаль, конечно, но придется пересматривать свои бюджеты. А ведь с монополистами была договоренность – не повышать тарифы до нового бюджетного года. Теперь будем изыскивать дополнительные средства на оплату связи – ведь без нее невозможен документооборот и нормальное функционирование любой власти. Надеюсь, что правительство поймет, что подобное решение – большая ошибка.


Аркадий Дворкович, начальник экспертного управления президента:
– Я думаю, цена вопроса все-таки не очень большая и стратегически это решение правильное – не должно быть разницы между видами связи. Но удивительно, что это вводится так поспешно. Такие решения требуют заблаговременного уведомления – хотя бы за год. Монетизация льгот показала, как много зависит от технического исполнения и подготовки таких решений. К тому же это более разумно и уважительно по отношению к гражданам.


Владимир Булгак, бывший вице-премьер и министр связи России:
– Это все от того, что у нас до сих пор нет точного закона "О связи", и власть решает так, как сама захочет. Когда принимался закон, не захотели четко раз и навсегда решить этот вопрос, вот он и всплывает. А то, что правительство не оговаривает, что плата будет взиматься только со звонящего, приведет к перекрестному субсидированию.




КоммерсантЪ