25.05.2005

40 градусов в тени. Объем производства водки в России, по данным Росстата, сократился на 10,3%



Александр Поливанов

Объем производства водки в России, по данным Росстата, сократился на 10,3%. Западные ценности и украинская горилка – две главные причины, по которым российским компаниям приходится сокращать выпуск водки.

Производство традиционного российского алкогольного напитка в январе–апреле 2005 года резко сократилось. По данным Федеральной службы государственной статистики, водки и ликероводочнх изделий производить стали на 10,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

Зато выросло производство коньяков – на 2,8%, шампанских вин – на 2,2%, пива – на 1,1%, безалкогольных напитков – на 12,4%, воды минеральной также на 12,4%. Вместе с водкой сократилось и производство виноградного вина и плодовых вин – на 29,9 и 33,4% соответственно. Эксперты связывают снижение производства водки не с тем, что в России стали меньше пить, а с тем, что россияне перешли на другие виды алкоголя.

В январе–апреле 2004 года было произведено на 2,2% водки и ликероводочных изделий больше по сравнению с тем же периодом 2003 года. В январе–апреле 2003 производство водки в России сократилось на 1,1%.

«Омолаживается аудитория потребителей алкогольной продукции. В этой среде развиты западные ценности, а на Западе пиво и слабоалкогольные коктейли гораздо популярнее водки», – уверена аналитик ИК «Метрополь» Наталья Мильчакова.

Так, в 2004 году рынок алкоголесодержащих коктейлей вырос на 7% (в этом году эксперты ожидают 10% роста этого сегмента рынка), а в целом производство слабоалкогольных напитков, включая пиво, показал рост на 12,5%.

Начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Наталья Одинцова связывает снижение производства водки с выходом на рынок новых брендов. «Новые активные слабоалкогольные бренды ведут к сокращению потребления крепких спиртных напитков вообще, а не только водки», – уверена Наталья Одинцова. Другая, не менее важная причина cокращения отечественного производства водки – рост импорта алкоголя, и прежде всего с Украины.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2004 году Россия увеличила импорт водки на 286% от уровня 2003 года, причем львиную долю этого экспорта составляет импорт из Украины. 87% общего объема импорта водки в России приходится на эту страну. За последние пять лет импорт из Украины вырос более чем в 47 раз в натуральном выражении, в денежном потоке более чем в 60 раз – всего на сумму около $42, 3 млн. По оценкам экспертов, украинская водка уже заняла 2% российского рынка, и ее доля продолжает расти.

«Подобная ситуация наблюдается и на кондитерском рынке, – приводит пример Наталья Одинцова. – Некоторое время назад российские прилавки завалила дешевая украинская карамель. Правда, в случае с водкой сложнее – Украина выводит в Россию не только дешевые сорта».

Наталья Мильчакова обращает внимание на то, что в России увеличился объем производства коньяка. «Потребление крепких спиртных напитков в мире сокращается. В такой ситуации потребители выбирают наиболее качественные или элитные сорта алкоголя, которые покупают в подарок или перед праздником», – считает аналитик.

Тем не менее аналитики уверены, что потреблять «национальный продукт» граждане России будут всегда. «Несмотря на нелучшие для производителей водки времена (жесткие ограничения рекламы, суровые стандарты ГОСТ), Россия – страна северного типа потребления, где крепкие алкогольные напитки пьют просто из-за того, что холодно», – считает Мильчакова.

Газета.RU