25.05.2005

Новый андерграунд. Грабители и изготовители подделок стали основными поставщиками британского рынка предметов искусства



ДМИТРИЙ ПАВЛОВИЧ

Большая часть продаваемых в Великобритании артефактов либо украдены, либо подделаны, сообщает газета Independent со ссылкой на эксперта Британского музея.
"Большинство антиквариата на рынке в наши дни - это либо ворованные вещи, либо подделки,- заявил на конференции в Лондоне эксперт Британского музея доктор Пол Крэддок.- Количество легитимных подлинников на рынке очень и очень мало". Конференция, на которой ученый сделал свое заявление, была посвящена проблеме преступлений в сфере искусства.
Международное законодательство, уверен Крэддок, доказало свою неспособность справиться с этой растущей проблемой. Так, оно ничего не смогло противопоставить волне краж из музеев Ирака, поднявшейся после вторжения в страну войск коалиции.
В качестве примера своей правоты доктор Крэддок привел несколько примеров. Так, доктор припомнил так называемый Хрустальный череп. Этот артефакт в 1897 году был приобретен Британским музеем, где его сочли ацтекским символом смерти. Однако недавняя экспертиза показала, что череп был изготовлен в XIX веке в Европе. Также Пол Крэддок рассказал, что некая американка в рекордные сроки - всего за два года - собрала обширную коллекцию ближневосточных драгоценностей. При внимательном рассмотрении большая часть из них оказалась, естественно, фальшивой.
"Масштабы проблемы столь велики, что я бы потребовал четких доказательств истории предмета, прежде чем покупать его",- подытожил доктор Крэддок.
Заявление авторитетного эксперта вполне способно отпугнуть покупателей от британского рынка предметов искусства, оцениваемого в 500 млн фунтов стерлингов. Поэтому неудивительно, что организаторы мероприятия попытались смягчить резкость слов доктора Крэддока. "Я уверен, никто не унесет отсюда впечатления, что на рынке одни подделки",- обратился к делегатам конференции Рос Райт, президент независимой организации Fraud Advisory Panel, по инициативе которой состоялась конференция.
Действительно, британские антиквары многое делают для того, чтобы закрыть краденым и поддельным вещам дорогу на рынок. Художественные салоны и дома аукционов в Лондоне постоянно усиливают свои службы безопасности. Также аукционные дома обязаны гарантировать, что они не используются для отмывания сомнительных доходов и легализации предметов искусства, находящихся в базе данных лондонской компании Art Loss Register, в которой значится 160 тыс. украденных вещей.
В то же время Александра Смит из Art Loss утверждает, что настоящие масштабы проблемы сложно представить. "Трудно сказать, сколько предметов искусства украдено, так как многие люди никогда не заявляют о краже,- говорит она.- Недавно одни из иностранных музеев сообщил нам о потере 300 картин, но они отказались говорить об этом кому-либо еще, потому что испугались".



Деловая газета "Бизнес"