25.05.2005

Салоны без имени закрываются в три раза чаще, Рынок услуг салонов красоты растет на 25% в год



МАРИНА НОСКОВИЧ, АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК, НАДЕЖДА РУСИНА

В прошлом году на посещение салонов красоты россияне потратили $2 млрд, уже в следующем году эта цифра составит $2,5 млрд. По мнению экспертов, такими темпами рынок будет расти еще несколько лет. Окупаются салоны в среднем за полтора-два года.

"Рост рынка уже несколько лет сохраняется на уровне 20-25%, но в ближайшее время сократится до 15%. Связано это с насыщением рынка: он рос за счет дефицитного потенциала, поскольку само понятие салон красоты появилось лишь 10 лет назад",- говорит президент исследовательской компании аналитической группы "Старая крепость" Андрей Маслак.
В Москве сегодня, по данным "Старой крепости", насчитывается более 2,5 тыс. различных салонов красоты. Специалисты выделяют четыре типа салонов в зависимости от набора услуг, расценок, марок используемой косметики и местоположения. Салоны эконом-класса (визит обойдется в $20-30) занимают 25-30% рынка. Салоны среднего и средневысокого уровня (разовый визит обойдется в $100-200) занимают 25%. Cалоны класса люкс, позиционирующие себя как имиджевые заведения, занимают порядка 15% рынка. Визит туда обойдется в $250-300. VIP-салоны, стоимость разового визита в которые начинается от $350, занимают долю 5%.
По мнению председателя совета директоров компании "Спортмедимпорт" (один из крупнейших поставщиков косметологической аппаратуры) Дмитрия Птицына, сейчас в центральных и крупных городах выгоднее открывать салоны бизнес-класса, а в регионах - более дешевые салоны, так как "покупательная способность у населения там ниже". "Маржа салона бизнес-класса зависит от услуги, она может составлять 3-5%, а может достигать 50-60%",- говорит Дмитрий Птицын. Из-за относительной насыщенности рынка, по мнению его участников, начать работать салону без имени очень сложно.
"Ежегодно в России количество новых салонов увеличивается на 10%, но из них половина очень быстро закрывается. Касается это в первую очередь салонов без имени. Если вы открываете салон без имени, то вероятность неуспеха выше в два-три раза",- говорит директор департамента франчайзинга "Персоны" (25 салонов) Андрей Говаков.
Еще одно преимущество развития салонов по франшизе называет владелица сети салонов красоты "Профиль Professional" Юлия Фиш. По ее мнению, сейчас количество салонов растет быстрее спроса на эти услуги. Кроме того, рост доходов населения недостаточно велик, чтобы ходить в салоны с той же периодичностью, что и жители западных стран. "В связи с этим открытие салона - затратное дело, поэтому открытие по франшизе очень выгодно: не надо тратиться на дорогой промоушн",- говорит Юлия Фиш. Вложения в рекламу нового салона красоты бизнес-класса вице-президент ЭМГ "Старая крепость" Анна Дычева-Смирнова оценивает в $25-55 тыс.
Стоимость открытия салона эксперты и участники рынка оценивают в $150-200 тыс.
Еще несколько лет назад максимальные затраты приходились на оборудование. Сейчас, по оценке Дмитрия Птицына, оборудовать стандартный салон бизнес-класса стоит около $25-70 тыс.
По оценке директора по развитию Swiss Realty Group Ильи Шершнева, стоимость аренды помещения под салон бизнес-класса в центре Москвы составляет от $300 до $500 за кв. м в год. Примерная ставка на помещения в спальном районе - около $400 за кв. м.
"Как правило, под салоны красоты используются помещения на первых этажах жилых домов, переведенные в нежилой фонд. Это узкоспециализированный сегмент недвижимости, такие небольшие помещения класса В- или С годятся или под нотариальные конторы, или под салоны красоты",- говорит Илья Шершнев.
Срок окупаемости салонов, открытых самостоятельно, составляет примерно пять лет, а салонов, открытых по франшизе,- полтора-два года. "Точка окупаемости - приблизительно полтора года. Но это только в том случае, если будут соблюдаться определенные требования. Например, салон должен располагаться на первом этаже в помещении с большими окнами, площадь должна быть не меньше 100-150 кв. м. Пользоваться нужно рекомендованными нами оборудованием и косметикой, а персонал тестируется нашими специалистами",- утверждает Андрей Говаков.
По его оценке, на открытие салона в городе с населением от 1 млн до 1,5 млн надо потратить $150-200 тыс. В эти деньги включена и франшиза, которая продается сейчас по демпинговым ценам. Роялти "Персоны" составляет 5 тыс. евро в год, но со временем цены изменятся. "Сейчас у нас два салона, работающих по франшизе: в Новосибирске и Санкт-Петербурге. Мы откроем еще три салона в следующем году, и цены вырастут",- говорит Говаков.
Топ-менеджер иностранной сети салонов считает, что основным преимуществом работы по франчайзингу с иностранными компаниями является больший опыт. "Уже налажены все схемы, все отработано. Кроме того, это совсем иной уровень обслуживания",- говорит собеседник "Бизнеса".
При этом, по мнению аналитика ИК "Финам" Владислава Кочеткова, перспективы у небольших игроков на этом рынке тоже есть. "На рынке салонов красоты до сих пор не сформировались крупные холдинги, на сети приходится очень незначительная часть рынка, так что давление на независимых игроков не столь велико. Кроме того, отсутствие крупных игроков ограничивает внимание к отрасли со стороны фондов прямых инвестиций, что также делает конкуренцию менее жесткой, позволяет выживать мелким независимым игрокам",- говорит он.

"Цена входа на рынок - $200-300 тыс.

Рынок услуг салонов красоты растет на 20% в год. По мнению президента аналитической группы "Старая крепость" Андрея Маслака, наиболее перспективным является средний ценовой сегмент, выходить в который новым участникам проще всего купив франшизу западной сети.

- Каковы затраты на открытие салона и из чего складывается эта сумма?
- Для входа на рынок в Москве придется потратить $200-300 тыс. Это то, что нужно для реализации более или менее внятного проекта, который будет приносить прибыль. Срок окупаемости салона - лет пять-семь. Это не быстрый бизнес. Первая часть затрат - аренда или покупка помещения. Вторая - найти мастеров. Раньше самой затратной частью было оборудование салона. Сейчас с этим стало проще: даже появились компании, которые дают его в лизинг. Сейчас на рынке предоставляют и вторичное оборудование: многие салоны хотят обновить парк, а старое оснащение в регионах охотно возьмут за полцены. Так что тут сразу большие деньги не нужны. А вот кадры - по-прежнему серьезная проблема.
- Каким образом новому игроку проще всего выйти на рынок?
- Проще всего присоединиться к сети: у них есть технологии, они берут на себя подготовку персонала, работу с клиентами и т. д. Чтобы не сочинять все это с нуля, проще платить $20 тыс. в год компании, которая держит франшизу, и самому зарабатывать. Формат западных франчайзинговых сетей - 3+, то есть "три звезды". Это не VIP-салоны, а бизнес, ориентированный на получение прибыли. В Италии, например, 130 сетей, работающих по франчайзингу, и они занимают 80% рынка. А у нас рынок заполнен несетевыми компаниями.
- Сейчас на российском рынке появились иностранные компании, предлагающие свою франшизу. Как вы считаете, чью франшизу лучше приобрести - российской компании или иностранной?
- С одной стороны, в тактическом плане многим проще работать с российскими игроками. С другой - европейская сеть понятнее потенциальным инвесторам. Да и в косметике доверия больше тем же французам, чем нашим специалистам. Возьмите Jacques Dessange и Сергея Зверева. Он хороший мастер, но может ли он продать технологию? Можно в Москве сделать успешный салон того же Сергея Зверева, но не факт, что по франчайзингу это что-то даст. В конце концов, у большинства наших парикмахеров нет высшего образования. Они могут быть гениями и талантливыми людьми, но чтобы управлять салонами, их знаний не хватает: ведь здесь кроме имени нужен многолетний опыт и технологии.

Деловая газета "Бизнес"