26.05.2005

День "Ч". Мегаавария в Москве обернулась уголовным делом для Анатолия Чубайса



Вчера из-за аварии в энергосетях была обесточена большая часть Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей. Более 20 тысяч человек застряли в метро и лифтах, была парализована работа бирж и банков, многих коммерческих и государственных структур. Ответственность за аварию и возникший из-за нее хаос уже взял на себя глава РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс. Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статьям "Халатность" и "Злоупотребление полномочиями". А ее представители пообещали допросить господина Чубайса, особо подчеркнув, что тот "не только не отрицает своей вины, но и готов нести за это ответственность".

Отключение электроэнергии в Москве
(Открывается в новом окне)

Все началось с пожара
Техногенная авария, от которой, по данным главы РАО ЕЭС России Анатолия Чубайса, пострадали около двух миллионов человек, началась на электроподстанции #510 "Чагино", принадлежащей ОАО "Московская областная электросетевая компания" (она входит в "Мосэнерго") и расположенной на юго-восточной окраине Москвы, в Кузьминском лесопарке. На Чагинской подстанции высоковольтное напряжение 500 кВ (киловольт) трансформируется в более низкое – 220 кВ и 110 кВ, приходящее в столицу по магистральным линиям электропередачи (ЛЭП), преобразуется для городских нужд в промышленное и бытовое напряжение. Для этого там установлены шесть трансформаторов: два рассчитаны на понижение напряжения с 500 кВ до 220 кВ, два – с 220 кВ до 110 кВ и еще два – с 500 кВ до 110 кВ. Кроме "Чагино" аналогичные функции выполняют еще шесть высоковольтных подстанций, расположенных вдоль Московской кольцевой автодороги (МКАД),– все они связаны проводами между собой в так называемое московское энергетическое кольцо, от которого подается напряжение в Москву, Московскую область и соседние с ней регионы. Подстанция "Чагино" была построена в 1964 году. Срок ее эксплуатации истек в 1997 году, однако в 2003-м на ней был проведен плановый ремонт.

Проблемы в "Чагино" начались не во вторник вечером, как сообщают официальные источники в РАО, а на сутки раньше.

– Первый раз нас вызвали на подстанцию в понедельник около 20.00 вечера,– рассказал Ъ начальник поисково-спасательного отряда #4 Юго-Восточного округа Москвы Михаил Антоненко.– Приехали, увидели, что спасать никого не надо. Произошел пожар в обычном одноэтажном кирпичном здании, все его сотрудники успели выйти самостоятельно. К зданию, правда, подходило много высоковольтных проводов, поэтому пришлось некоторое время подождать, пока отключат напряжение. Потом все происходило штатно: пожарные залили один из трансформаторов углекислотной пеной, и мы уехали. О том, что этот маленький пожар приведет затем к таким последствиям, мы даже предположить не могли.

Причиной аварии стало сочетание нескольких факторов, среди которых энергетики отмечают износ оборудования и стоявшую в Москве жару. Возможно, сыграл свою роль и небольшой скачок напряжения, происшедший на московском энергетическом кольце. Однако ситуация на тот момент, как утверждают энергетики, была, можно сказать, штатной. Во всяком случае, не катастрофической: сгорел всего один из шести трансформаторов и питание потребителей было переключено на пять оставшихся.

Однако во вторник около 21.00 с электроподстанции "Чагино" в окружное управление ГО и ЧС поступил повторный вызов. На этот раз горели уже четыре трансформатора. Агрегаты потушили так же быстро, как и в первый раз, но это происшествие стало уже началом коллапса. Уцелевший 110-киловольтный трансформатор не мог обеспечить электроэнергией всех подключенных через "Чагино" потребителей Юго-Восточного округа Москвы, поэтому около 22 часов вторника самого крупного из них – Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) в Капотне – пришлось отключить.


Анатолий Чубайс взял вину на себя
"Отключение электричества на МНПЗ могло повлечь за собой не только колоссальные экономические убытки, но и катастрофу государственного масштаба,– пояснил Ъ представитель Московской нефтегазовой компании, которой принадлежит МНПЗ, Николай Фролов.– Дело в том, что нефтеперегонка является так называемым непрерывным технологическим процессом – просто так взять и остановить его нельзя. Если заглушить основные установки по первичной перегонке нефти и производству высокооктановых сортов бензина – крекингу, то катализаторы в них сразу окислятся и осыплются. В итоге дорогостоящие установки больше уже не запустятся – их можно будет просто выбросить. Но главное не в этом – от электричества на МНПЗ работают насосы: подающие нефть, откачивающие газ, образующийся при перегонке, и подающие к установкам технологическую воду, которая этот газ, нагретый до огромной температуры, охлаждает".

Отключение нефтеподающих насосов, по мнению господина Фролова, было экономически проблемным, но не катастрофичным – обесточенный завод просто перестал получать нефть и, соответственно, отгружать нефтепродукты. А вот отключение газоотсасывающих и водяных насосов поставило бы Москву на грань катастрофы. "Если останавливаются водяные насосы, нефтеперегонный процесс еще какое-то время продолжается,– объяснил он.– То есть газ выделяется, нагревается и при этом расширяется, однако охладить его уже нечем. В итоге давление газа в резервуаре нарастает, в какой-то момент происходит взрыв. Последствия взрыва и пожара на НПЗ, думаю, очевидны даже обывателю".

Учитывая сложившуюся ситуацию, через несколько часов после второй аварии на "Чагино" нефтеперегонный завод пришлось снова запитать. Частично электроэнергию к МНПЗ подали от ТЭЦ-22, расположенной в подмосковном поселке Красково, а другую часть пришлось все же забрать с едва держащейся на одном трансформаторе "Чагино".

Поданного напряжения, по словам представителей завода, едва хватило для того, чтобы частично восстановить охлаждение и перевести основные установки в режим рециркуляции. Одновременно удалось и сбросить возросшее давление газа – его выбросили в атмосферу и сожгли: всю ночь пламя из трубы НПЗ поднималось вверх на сотню метров.

Таким образом, аварии на НПЗ удалось избежать, но в половине шестого утра среды, не выдержав нагрузки, разрушился последний трансформатор подстанции "Чагино" – от температуры треснули фарфоровые изоляторы, закрывающие две из его фаз. В итоге вся подстанция окончательно встала. А уже ее остановка, по словам члена правления РАО ЕЭС Андрея Трапезникова, привела к сбоям в работе московского энергокольца и во всей объединенной с ним энергосистеме европейской части России. В 10.10, когда наступил обычный пик утреннего потребления, вырубились еще четыре из семи московских подстанций – "Ногинск", от которой питается юго-восток Москвы, "Пахра" (юго-запад Москвы), "Калужская" (Калужская область) и "Михайловская" (Тульская область). Встали также пять московских электростанций: #1, #17, #9, #11, #22 и еще 15 питающих центров. Таким образом энергоавария перешла в стадию "цепной реакции" и затронула Подмосковье, а также в Тульскую, Калужскую и Рязанскую области. Восстановить обеспечение энергией жизненно важных объектов удалось к 15 часам.

Анатолий Чубайс "от лица компании и от себя лично" принес вчера извинения пострадавшим от отключения. И сказал: "Здесь двух мнений быть не может, за аварию отвечает полностью РАО 'ЕЭС России' и я лично, как председатель".

Как пояснил Вольфганг Скрибот, управляющий директор Газпромбанка, входящий в группу реформирования "Мосэнерго", в советское время в энергосистеме строились очень большие резервные мощности на случай энергетических аварий. В последние 15 лет подключение значительно выросло, а резервные мощности сильно сократились из-за фактического отсутствия инвестиций.


Дело по факту
Представитель Генпрокуратуры РФ Наталия Вишнякова сообщила вчера, что в связи с массовыми отключениями электроэнергии в Москве и других субъектах РФ прокуратура возбудила уголовное дело по двум статьям УК РФ – 293 ("халатность") и 201 ("Злоупотребление полномочиями") в отношении руководства РАО "ЕЭС России".

"Мы понимаем, что Анатолий Чубайс в настоящее время занят ликвидацией последствий аварии и восстановлением подачи электроэнергии, однако сразу после этого он будет вызван на допрос к следователям прокуратуры",– сказала вчера госпожа Вишнякова. При этом она особо отметила, что "Анатолий Борисович Чубайс не отрицает своей вины в случившемся и заявил, что готов нести за это ответственность".

Указанные статьи предполагают, в случае тяжких последствий, заключение на срок до десяти лет и запрет занимать госдолжности до трех лет. Тяжкими последствиями в данном случае может считаться не только экономический ущерб, нанесенный пострадавшим из-за отключений, но и нанесение серьезного ущерба здоровью людей или их гибель. Смертельных случаев из-за перебоев с электроснабжением, по данным МЧС на 20 часов вчерашнего дня, зафиксировано не было. Кстати, как сообщили в РАО "ЕЭС России", в договоре с потребителями заложены сроки, в течение которых энергокомпания обязуется устранить неполадки – 24 часа. Так что вчера у господина Чубайса и его подчиненных еще было время для того, чтобы избежать части проблем, которые точно у них возникнут как с потребителями, так и со следователями.

– Дело возбуждено по факту,– уточнил адвокат господина Чубайса Анатолий Кучерена.– И возбуждено для того, чтобы проводить следственные действия, чтобы установить виновных. Но это не означает, что среди них окажется мой доверитель. Очевидно, что его допросят, но когда это будет, я не знаю – пока мы никаких повесток не получали.

– Мы считаем, что прокуратура действует в рамках своих полномочий,– прокомментировал информацию о возбуждении дела член правления РАО "ЕЭС России" Андрей Трапезников.– Произошла очень серьезная авария, и необходимо выяснить все обстоятельства происшедшего: причины аварии и установить виновных. РАО ЕЭС сейчас также расследует причины случившегося – в РАО с утра действует штаб по ликвидации аварии. Внутри Минпромэнерго также создана специальная группа для оценки причин аварии.

По мнению господина Трапезникова, "прежде всего предстоит оценить, как действовали руководители предприятий, насколько их действия были адекватными ситуации, присутствовал ли человеческий фактор". "Хотя мировой опыт свидетельствует, что электроэнергетика – отрасль высокотехнологичная и поэтому потенциально опасная. И в мире случались гораздо более масштабные происшествия. Если, например, сравнивать с памятным отключением электричества на Восточном побережье США и в Канаде несколько лет назад, то там на сутки без света осталось 50 млн человек. В нашем случае – 1,5-2 млн человек. Хотя, безусловно, это не освобождает нас от ответственности",– признал член правления РАО ЕЭС.

СЕРГЕЙ Ъ-ДЮПИН, НАТАЛИЯ Ъ-ГРИБ, АЛЕНА Ъ-КОРНЫШЕВА, АЛЕКСЕЙ Ъ-СОКОВНИН



Энергетика не оправдала доверия

Анатолий Чубайс, председатель правления РАО "ЕЭС России":
– Советская энергосистема высокоцентрализованна... Высокая централизация системы при нашей особенности – очень большие расстояния передачи электроэнергии, соответственно, длинная сеть – означает, что в такой системе вся противоаварийная автоматика релейной защиты выстроена была как важнейший фактор обеспечения надежности. А в Соединенных Штатах энергосистемы развивались от регионов. В каждом регионе возникала своя система, между ними появлялись связи. И в этом смысле каждая система более устойчива, но связи между ними менее защищены, чем наши связи, наша противоаварийная автоматика... В России столь масштабных энергосбоев не было и быть не может... Базовым принципом проводимой в России реформы электроэнергетики является именно обеспечение надежной, безаварийной работы отрасли.


Аркадий Евстафьев, гендиректор ОАО "Мосэнерго":
– В Московском регионе масштабные отключения электроэнергии исключены... "Мосэнерго" обладает генерирующими мощностями, которые позволяют в случае ЧП переключать потребителей электро- и теплоэнергии на другие источники.


Андрей Раппопорт, глава правления Федеральной сетевой компании:
– Системных аварий такого масштаба, как в США и Канаде, в электроэнергетике России и Советского Союза никогда не было, и вероятность их возникновения крайне невелика. Схемы построения сетей и объектов электроэнергетики обеспечивают надежное резервирование энергоснабжения крупных городов, важных объектов транспортной инфраструктуры, государственных учреждений и объектов, обеспечивающих безопасность государства. Применяемые в магистральных сетях России системы противоаварийной автоматики позволяют быстро и эффективно локализовать возможные нарушения в электроснабжении и оперативно восстановить его. Все это в совокупности с существующей системой иерархического диспетчерского управления, а также системой взаимодействия всех звеньев управления в аварийных ситуациях не позволит локальным нарушениям в единой энергосистеме России развиться до масштабов, подобных происшествию на североамериканском континенте.

Все вышеприведенные заверения прозвучали 15 августа 2003 года – на следующий день после крупнейшей аварии в энергосистеме США и Канады.




Проблемы подстанции "Чагино"

13 января 1995 года в Москве на трансформаторной подстанции #510 "Мосэнерго" (Чагинское шоссе, 2) сработали два взрывных устройства – 200-граммовые тротиловые шашки, заложенные в воздухозаборник внутреннего регулировочного трансформатора АТ-3. На пол вылилось несколько тонн масла, которое загорелось. Среди версий происшествия рассматривался теракт, организованный чеченцами. Однако виновные установлены не были, расследование завершилось безрезультатно.

8 августа 1997 года на подстанции "Чагино" Южных электрических сетей произошло повреждение трансформатора ТФЗМ-500 (выпуска 1992 года) на автотрансформаторной группе АТ-6. Из-за плохого резинового уплотнения в устройство попала вода, отчего оно разрушилось. Как сообщил 7 мая 1998 года заместитель главного инженера "Мосэнерго" Вадим Зинаков, выступая на селекторном совещании по проблемам надежности энергооборудования, причиной аварии стал заводской брак.

В январе 2001 года пресс-служба "Мосэнерго" упомянула "Чагино" в списке высоковольтных подстанций, построенных 40-50 лет назад и "требующих серьезных реновационных работ".

23 сентября 2004 года в "Вестнике 'Мосэнерго'" опубликовано сообщение о проблемах энергетического комплекса. В нем отмечено, что "наиболее опасным по масштабам и последствиям аварийным режимом является разрыв Московского кольца 500 кВ по причине превышения токов короткого замыкания на шинах 500 кВ над отключающей способностью выключателей". Эта проблема вызвана растущим энергопотреблением. Отдельно сообщалось, что на подстанции "Чагино" "на шинах 500 кВ восемь выключателей уже не справляются с отключением". На шинах 220 кВ этой же подстанции также было достигнуто максимальное значение тока короткого замыкания – 35,6 килоампер (кА), а 16 выключателей "Чагино" имели отключающую способность всего 31,5 кА. В связи с ростом уровней токов короткого замыкания в качестве временной меры на подстанции "Чагино" установили автоматы снижения тока короткого замыкания (АСТ). "Однако широкое применение АСТ нежелательно из-за недостаточной надежности",– отмечалось в материалах "Мосэнерго".




Трейдеры разделили ответственность с энергетиками

Отключение энергии не привело к существенному изменению тенденции на российском фондовом рынке. Индекс РТС по итогам дня показал незначительное снижение – 0,06%, до 669,24 пункта. По итогам дня среди "голубых фишек" максимальное снижение, естественно, показали акции РАО "ЕЭС России" (-1,52%), причем в ходе торгов котировки опускались на 2,5%.

Минимальная стоимость – $0,289 – за акцию РАО "ЕЭС России" была зафиксирована, после того как президент России заявил, что руководство компании несет ответственность за аварию. "РАО упало сразу после заявления Путина, это была чисто эмоциональная, спекулятивная продажа,– считает старший трейдер ФК 'Уралсиб' Андрей Кукк.– Я не думаю, что все это достаточная причина, чтобы продавать РАО". К вечеру ситуация стабилизировалась, и котировки акций РАО ЕЭС подросли до $0,292. "Я не думаю, что после этого снимут Чубайса. Но первой реакцией рынка было, конечно, немного продать",– заявил трейдер ИК "Ренессанс Капитал" Дмитрий Куляшенец.

Большинство других акций энергетических предприятий также снизились в цене. В наибольшей степени это коснулось "Мосэнерго" (-3,9%), "Якутскэнерго" (-3,4%), "Иркутскэнерго" (-2,2%). Впрочем, это больше напоминало не панические продажи, а отход на заранее подготовленные позиции.




За энергосбой энергетикам заплатят страховщики

Страховщикам уже приходилось возмещать последствия аварии на подстанции "Чагино", с которой начался вчерашний энергосбой. Глава "Энергогаранта" Андрей Зернов рассказал вчера Ъ: "В 2001 году по факту аварии на 'Чагино' мы выплатили 2 млн рублей". Однако предыдущая авария на подстанции несопоставима по потерям со вчерашними событиями.

Подсчитать, каков суммарный ущерб предприятий, оказавшихся обесточенными, страховщики пока не берутся. Кроме того, возмещение по договорам страхования косвенных убытков, таких как недополученная прибыль из-за простоя в производстве, на отечественном рынке большая редкость. "У нас есть практика страхования от перерывов в производстве,– рассказал Ъ гендиректор НСГ Алексей Сазонов.– Однако, как правило, в этих договорах присутствует франшиза (неоплачиваемая часть убытка.– Ъ), которая исчисляется в днях". По его словам, эта франшиза в среднем составляет один-три дня. "Вчера же предприятия были обесточены примерно полдня, соответственно, я не думаю, что даже при наличии таких договоров страхования вчерашний энергосбой будет считаться страховым случаем",– заявил Ъ Алексей Сазонов.

"С большей долей вероятности можно говорить о предстоящем возмещении страховщиками ущерба самим энергетикам,– заявил Ъ руководитель центра продаж юрлицам 'Страхового дома ВСК' Роман Фролов.– Контрагенты энергетиков, пострадавшие от вчерашнего отключения электричества,– сотовые операторы, перевозчики, участники фондового рынка и проч.– должны будут доказать свои потери в суде". Как удалось выяснить Ъ, имущество самого "Мосэнерго" застраховано по восстановительной стоимости компаниями "Лидер" и "Энергогарант". Как заявил Ъ Андрей Зернов, "страховая защита 'Мосэнерго' включает все риски, из-за которых может случиться техногенная авария". По словам главы РОСНО Леонида Меламеда, (РОСНО является владельцем "Лидера"), страховая сумма договора по имуществу "Мосэнерго" исчисляется сотнями миллиардов рублей.

Между тем ответственность энергетиков за перебои в электроснабжении не застрахована. Член правления РАО ЕЭС, пожелавший остаться неназванным, рассказал Ъ: "Полтора года назад с несколькими страховщиками велись переговоры о страховании ответственности перед потребителями. Однако страховщики предложили нам высокую ставку. Если бы мы застраховали нашу ответственность по предложенным тарифам, это привело бы к повышению тарифов на электроэнергию".

Тем не менее граждане, застрявшие вчера в лифтах и на перегонах метро, могут претендовать на выплаты согласно закону "О промышленной безопасности". Этот закон обязывает организации, эксплуатирующие опасные объекты (в их число входят и лифты, автозаправки, метрополитен), страховать свою ответственность на случай причинения вреда третьим лицам. Закон предусматривает страховые лимиты в 100 тыс., 1 млн и 7 млн рублей в зависимости от опасности объекта. Соответственно, гражданин, получивший, например, сердечный приступ, оказавшись вчера заблокированным в лифте, может предъявить требования о компенсации к организации, эксплуатирующей этот лифт. После того как организация выплатит ущерб пострадавшему гражданину, она вправе требовать с энергетиков в порядке регресса возмещения уплаченных средств. Однако опрошенные Ъ страховщики полагают, что массовых исков такого рода ожидать не стоит.

ТАТЬЯНА Ъ-ГРИШИНА, НАТАЛЬЯ Ъ-ГРИБ



КоммерсантЪ