30.05.2005

АвтоВАЗ сжимается на 3%. В связи с серьезным кризисом сбыта АвтоВАЗ проведет массовое сокращение персонала



РОМАН ГУЛЯЕВ

И хотя представители завода заявляют, что это будет "максимально безболезненно", более 3% сотрудников градообразующего предприятия лишатся работы. Аналитики считают такое развитие событий ожидаемым шагом.
Как заявил на прошедшем в субботу собрании акционеров ОАО "АвтоВАЗ" председатель совета директоров ОАО Владимир Каданников, по итогам первых четырех месяцев нынешнего года падение продаж Lada составило 15,9%. В результате на складах скопились запасы в 61 814 автомобилей: это почти треть от проданных в январе-апреле 190 297 "Лад".
В связи с этим АвтоВАЗ переходит на пятидневный режим работы и сокращает 4 тыс. сотрудников (3,4% от общего количества). Каданников заметил, что это будет сделано "максимально безболезненно, естественным путем". Хотя из приведенных в докладе данных можно сделать вывод, что 4 тыс. из 116,8 тыс. работающих на предприятии сократить будет не просто: в прошлом году естественная убыль персонала составила 1613 человек. Как заявил "Бизнесу" заместитель директора по связям с общественностью АвтоВАЗа Александр Громков, прямого сокращения персонала в любом случае не будет: "Часть работников будет отправлена на пенсию по возрасту, часть, будет перераспределена на производство модели Kalina, которое постоянно наращивается". "Это вполне ожидаемый шаг с учетом текущего положения на рынке",- комментирует руководитель центра анализа конъюнктуры финансовых рынков Газпромбанка Сергей Суверов. По его мнению, кризис, в который сейчас попал АвтоВАЗ, не станет полномасштабным - у завода большая доля на рынке (около 45%), хорошо развитая сервисная сеть.
Помимо сокращения сотрудников АвтоВАЗ намерен заняться и внутренними издержками. Первый шаг в этом направлении - продажа Серпуховского автозавода, где производится социальный автомобиль "Ока". По словам представителей АвтоВАЗа, только на поставках двигателей для этой машины предприятие теряет 240 млн руб. ежегодно. В условиях жесткой экономии АвтоВАЗ намерен сократить эти поставки. Кроме того, вице-президентам предприятия поручено выработать предложения по выводу непрофильных активов в самостоятельные юридические лица. Другие крупные автозаводы России - ГАЗ и УАЗ - начали эту работу несколько лет назад. Как пояснил "Бизнесу" Громков, в данном случае речь идет не о продаже этих компаний, но об оптимизации систем управления: "Мощности некоторых служб не задействованы на 100%, и перед ними будет поставлена задача находить внешние заказы". По словам Громкова, результаты этой программы будут видны лишь в среднесрочной перспективе.
"Действительно, предприятию необходимо повышать эффективность, и резервы для этого есть,- считает Суверов.- Но это - лишь одно из мероприятий, которое не решит всех проблем". По мнению аналитика, АвтоВАЗу важно в первую очередь улучшить работу сбытовой сети, а также повысить качество продукции с учетом растущих требований со стороны потребителей.



Деловая газета "Бизнес"